№6, 2019/Книжный разворот

Б. Н. Тарасов. Избранные труды в 4 тт.СПб

Борис Николаевич Тарасов далеко не начинающий автор. На протяжении тридцати с лишним лет он опубликовал десятки книг и статей, посвященных истории идей, европейской литературе и философии, в которых отстаивал рубежи русского мира. Одна из основных научных тем Б. Тарасова — французская и русская культуры в их постоянном диалоге. Его творчество известно всей России. Оценен его труд и во Франции. В 2017 году в парижском издательстве «Classique Garnier» вышел перевод книги Б. Тарасова «Мыслящий тростник» («Pascal et la culture russe»). Важность этого события трудно переоценить, поскольку этот перевод, ставший фактом французской культуры, как справедливо заметила Франсуаза Лесур, известный славист и переводчик, «открывает множество перспектив для ознакомления французской публики с русской духовной культурой <…> и ознаменует собой новый, существенный этап в истории восприятия русской культуры во Франции» [Лесур 2017: 1].

Четырехтомное собрание избранных трудов Б. Тарасова отражает путь ученого. В центре внимания жизнь идей, зарождение и развитие которых связаны с эпохой, переломными событиями в истории. Собрание имеет свою архитектонику. В ее основании — понимание единства интеллектуального и культурного процессов в России и Европе. Первый том задает логику и содержание издания, перспективу его восприятия читателями. Две главные фигуры, с точки зрения автора, определяют разговор о русской культуре — Пушкин и Чаадаев. Взгляд Б. Тарасова обращен на развитие творческого зрения поэта и философа. Гётевский ход позволяет коснуться невидимого — взаимосвязи между историей и психологией творца. Но главной фигурой является П. Чаадаев. Интеллектуальной верности литературоведа духовной истории П. Чаадаева отечественная гуманитарная мысль многим обязана, начиная с издания «Статей и писем» [Чаадаев 1987] и заканчивая реконструкцией жизни и творчества первого русского философа. Ценность труда Тарасова состоит в освобождении наследия мыслителя от «конъюнктурных интерпретаций» и «привычных западническо-центристских представлений о нем» (I, с. 9).

Для Б. Тарасова характерны фундаментальность знаний и неторопливость изложения. Ученый проводит мысль о том, что идеи, прежде всего, личностны. Они рождаются и обретают форму в сознании конкретного человека и являются результатом жизненного опыта, переживания исторических событий, размышлений над прочитанным. Вместе с тем идеи и образы, отрываясь от своего создателя, начинают самостоятельное хождение в культуре, получают новые смыслы и продолжение. Это иллюстрируется ярким примером мысли Паскаля о тайне человека и тайне истории, ставшей «неслучайным центром» мировосприятия Тютчева. Когда работы помещены в единый ряд собрания сочинений, то становятся понятными отбор имен и та призма, через которую рассматривается художественный мир того или иного автора.

В работах Б. Тарасова большое место занимают исследования конкретной исторической эпохи, от духовных и нравственных приоритетов которой зависят жизнестроительные идеи, определяющие, «что это будет — «новый Ренессанс или ускоренный Апокалипсис»».

Литература

Лесур Ф. «Мыслящий тростник» во Франции // НГ-Exlibris. 2017. 2 марта. URL: http://nvo.ng.ru/koncep/2017–03–02/7_877_paskal.html (дата обращения: 01.03.2019).

Чаадаев П. Я. Статьи и письма / Под ред. Б. Тарасова. М.: Современник, 1987.

Цитировать

Юхнова, И.С. Б. Н. Тарасов. Избранные труды в 4 тт.СПб / И.С. Юхнова, К.Ю. Кашлявик // Вопросы литературы. - 2019 - №6. - C. 278-283
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке