Авторитеты бессмыслицы и классик галиматьи (Обэриуты как наследники графа Хвостова)
Одним из предварительных названий ОБЭРИУ было «Академия левых классиков». В подобном названии можно усмотреть вызов московскому издательству «Неоклассики», выпустившему в 1922-году альманах «Лирический круп». Поэты, близкие к этому издательству, в середине 20-х годов выдвинулись в центр литературной жизни столицы с идеей гармонического единства всех литературных школ на базе чистого классицизма.
Перед товариществом молодых ленинградских поэтов, стремящихся выработать собственный стиль, стояла формальная задача – выломиться из гармонического единства неоклассиков, не повторяя при этом приемов отошедшего в прошлое футуризма (к середине 20-х годов Хлебников был мертв, Крученых замолк, Бурлюк эмигрировал, а Маяковский и Пастернак больше не соотносили своего творчества с футуристической школой).
Судьбы Хармса, Введенского, Олейникова и Заболоцкого, а также то, что долгие десятилетия творчество ОБЭРИУ оставалось неизвестным читателям в России, побудили некоторых исследователей найти в стихах этих поэтов традиции чуть ли не полуторатысячелетней давности. Так, А. Герасимова в интересной статье о проблемах смешного у обэриутов пишет: «Корни «бессмысленного», «заумного» обэриутского высказывания восходят к традиции сакральных текстов, каковы, например, дзэнские коаны» 1. Не уходя на такую историческую глубину, попробуем поискать корни обэриутской бессмыслицы в начале прошлого века.
То, что стихи обэриутов, построенные на мистификации, Игре, пародии, продолжали традиции пародической, по выражению Тынянова, личности (Козьма Прутков, генерал Дитятин), поэзии персонажей (капитан Лебядкин) и шутников-дилетантов середины – конца XIX века (Соболевский, Мятлев), уже отмечалось литературоведами. Об этом феномене очень точно написал, хотя и по поводу другого поэта, Станислав Рассадин: «Вольной поэтической шутке, не испытывающей над собою власти господствующего вкуса, не однажды случалось обгонять поэтику своего дня, уходя вперед и перекликаясь с тем, чему еще суждено родиться» 2.
Однако в начале XIX века жил и творил плодовитый автор, который и не думал шутить, но стихи, написанные им всерьез, вызывали у читателей хохот, у литераторов – хохот и пародии. После выхода в 1802 году книги, озаглавленной: «Избранные притчи из лучших сочинителей российскими стихами Члена Российской Императорской Академии графа Дмитрия Хвостова», имя этого автора стало склоняться в эпиграммах и Пародиях Двумя поколениями русских поэтов, Вяземский вспоминал, что собрание хвостовских притч было «настольного и потешною книгою» на веселых заседаниях общества «Арзамас» 3. Пушкин даже шутливо восхищался Хвостовым, называл его поэтом, любимым небесами, и сожалел» что тот «сделался посредственным, как Вас.<илий> Л.<ьвович>»4, когда в стихах графа слегка поубавилось галиматьи.
Еще до создания ОБЭРИУ будущие обэриуты, входившие тогда в литературное объединение «Левый центр», сблизились с литературоведами формальной школы (ОПОЯЗ). Бехтерев в своих «Встречах» вспоминает о первом знакомстве в степах Института истории искусств Заболоцкого, Хармса, Введенского, Ваганова и его самого с Тыняновым, Шкловским, Эйхенбаумом, Томашевским и Щербой, пригласившими молодых поэтов читать стихи к себе в отдел5. В эти годы Тынянов как раз собирал материал по истории поэтической пародии XVIII и XIX веков, вышедший в 3 931 году книгой под названием «Мнимая поэзия», и интерес обэриутов к Хвостову мог возникнуть через Тынянова.
Уже в манифесте ОБЭРИУ в разделе о театре есть фраза, за которой можно предположить знакомство авторов манифеста с «Избранными притчами» графа Хвостова: «Если актер… изображающий русского мужика, произнесет вдруг длинную речь по-латыни – это будет театр, это заинтересует зрителя, даже если это произойдет вне всякого отношения к драматическому сюжету» 6.
Именно в притчах графа Хвостова русские мужики обращались с мольбами не к Христу, не к Богородице, а исключительно к Зевсу и Геркулесу, то есть говорили по-древнегречески. Например, в притче «Мужик и блоха»:
О чем кричал мужик? – блоха
его кусала…
Он челобитовал о том лишь у Небес
Чтобы управился с блохою Геркулес –
Иль чтоб на нее свой гром пустил Зевес. –
Мужик! Не умничай – таскайся за сохою,
И Небу не скучай блохою.
Это пристрастие хвостовских басенных Мужиков взывать к богам и героям Эллады было замечательно спародировано, предположительно Вяземским:
Гласит мужик:
- А. Герасимова, ОБЭРИУ (Проблема смешного). – «Вопросы литературы», 1988, N 4, с. 55.[↩]
- Ст. Рассадин, Спутники, М., 1983, с. 148. Сближения действительно бывают самыми неожиданными. Стихотворение Хармса
Из дома вышел человек
с дубинкой и мешком…
в современном читательском восприятии – провидческое, предсказавшее судьбу его автора, является поэтическим парафразом стихотворения «клоуна русской поэзии» (самоопределение) И. Мятлева:
Идет старушка в дальний путь
С котомкой и клюкой… [↩]
- «Русский архив», 1866, N 3, с. 479. [↩]
- Пушкин, Полн. собр. соч., т. 13, [Л.], 1937, с. 137. [↩]
- И. Бахтерев. Встречи. – В сб.: «Ванна Архимеда», Л., 1991, с. 441. [↩]
- ОБЭРИУ <Декларация> – В сб.: «Ванна Архимеда», с. 461.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.