№5, 2007/Книжный разворот

А. М. Песков. «Русская идея» и «русская душа». Очерки русской историографии

А. М. Песков. «Русская идея» и «русская душа». Очерки русской историографии. М.: ОГИ, 2007. 104 с.

Очерки А. Пескова, по сути, доказывают литературоцентризм русской историософии, которая «была сформирована в 1820 – 1840-е гг. поколением славянофилов и западников на основе усвоенного из немецкой философии последней трети XVIII – первой трети XIX в. фундаментального понятия о духовном прогрессе человечества» (с. 7). В книге историческая мысль прослеживается от ее литературных истоков у А. Кантемира до собственно философского обоснования у Н. Бердяева, главным образом, на примерах первой половины и середины XIX века, без притязаний на полноту охвата материала.

В новоевропейской литературе, какой стала русская словесность в XVIII веке, произошла «сакрализация поэтического творчества», связанная «прежде всего с панегирической лирикой, где фигуры поэта как таковой нет, но действует его дух (ум, разум; эквивалент французского esprit)…» (с. 9 – 10). При всем том «сакрализация его персоны не переходила грань литературного приема, оставаясь в области условной истины» (с. 11). Иначе у любомудров. Для них «истинный философ» – «модификация романтического образа возвышенного поэта (художника, музыканта), пребывающего в конфликте с непосвященной толпой и находящего счастье лишь в собственном творчестве» (с. 35). В рассуждениях Д. Веневитинова 1824 года (то есть, понятно, до восстания декабристов) можно усматривать и политический смысл, позднее выведенный «…на иной уровень философического обобщения.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2007

Цитировать

Кормилов, С.И. А. М. Песков. «Русская идея» и «русская душа». Очерки русской историографии / С.И. Кормилов // Вопросы литературы. - 2007 - №5. - C. 360-361
Копировать