№1, 2011/Книжный разворот

А. Холиков. Мережковский: Из жизни до эмиграции. 1865-1919

А. Холиков. Мережковский: Из жизни до эмиграции. 1865-1919. СПб.: Алетейя, 2010. 150 с.

Алексей Холиков полагает, что в лице его героя следует видеть человека «замечательного, исключительного по своим достоинствам и недостаткам» (с. 5). Это определение, данное в предисловии, сразу интригует и — настораживает.

В самом деле, случай Дмитрия Сергеевича Мережковского (1865-1941) — особый. К нему трудно применять универсальные правила. На рубеже XIX- XX веков Мережковский был властителем дум, на его лекции приходили толпы студентов, ему внимали Европа и Россия. Но, как замечает Холиков: «Писатель, не понятый при жизни, остался верен своему одиночеству посмертно» (с. 7).

Спасти героя из-под завалов лжи и непонимания — благородная задача. Но как быть, если писатель во многом сам эти завалы сформировал? Какой властью этот книжный нелюдим с безуминкой в глазах, боящийся грубости жизни, оказывал такое воздействие на интеллектуалов своей эпохи, и почему при этом был так одинок?

Как показывает автор, несмотря на неуловимость и зыбкость образов, создаваемых символистами, Дмитрий Сергеевич и его жена, Зинаида Гиппиус, умели получать вещественные залоги невещественных отношений, переводить надмирные символы — в денежные знаки. К примеру, в 1901 году Гиппиус за завтраком обмолвилась насчет создания «новой церкви»:

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2011

Цитировать

Ермошин, Ф.А. А. Холиков. Мережковский: Из жизни до эмиграции. 1865-1919 / Ф.А. Ермошин // Вопросы литературы. - 2011 - №1. - C. 484-485
Копировать