Лазарев Лазарь Ильич

(1924–2010)

 

Лазарев.jpgВ последний год он тяжело болел. Собираясь с силами, вновь и вновь приезжал в редакцию: всем интересовался, смотрел материалы, участвовал в формировании номера, говорил о прочитанных книгах. Может быть, самым важным было его присутствие. «Лазарь Ильич приехал!» Это известие давало надежду на чудо: выберется наш главный редактор, мы еще с ним поработаем!

Увы, чуда не случилось. Лазарь Ильич Лазарев скончался 29 января, через два дня после того, как ему исполнилось 86 лет.

22 июня 1941 года он поступил в Ленинградское высшее военно-морское училище и, окончив его, сразу оказался в самом пекле войны — на фронте, в разведке. Рота, которой он командовал, участвовала в обороне Сталинграда. Неоднократно раненный, он возвращался в строй, но последнее ранение было слишком тяжелым. Оно привело к инвалидности.

Закончив после войны филологический факультет МГУ и аспирантуру, став кандидатом филологических наук, Лазарь Ильич не оставлял преподавательской стези, был доцентом МГУ. Немало современных критиков числят себя его учениками, а в последние годы он по праву считался дуайеном всего критического цеха.

В полной мере его дарование раскрылось на редакторской работе — сначала в «Литературной газете» (1955–1961), а потом в нашем журнале, куда он пришел в 1961 году на должность ответственного секретаря, затем стал заместителем главного редактора и фактически занимался всеми творческими вопросами. Лазарю Ильичу нередко удавалось пробить через весьма свирепую цензуру нетрафаретные, свежие материалы. Сам он особенно дорожил тем, что в литературной борьбе 1960–1970-х годов «Вопросы литературы» стояли рядом с «Новым миром». У этих двух изданий часто были одни авторы и читатели, общие ценности и неизменно отличавшее оба журнала нежелание послушно плыть по руслу, проложенному официальной идеологией. Во всем этом заслуга Л. И. Лазарева несомненна.

Демократичный, легкий в общении, обаятельный, никогда не повышавший голоса на подчиненных, относившийся к сотрудникам, как к своим близким друзьям, он пользовался всеобщей любовью.

Когда в 1992 году выбирать главного редактора доверили трудовому коллективу, все согласились с тем, что этой должности будет лучше всего соответствовать Лазарев.

Он возглавил «Вопросы литературы» в то время, когда журналу постоянно приходилось выживать, сокращаясь до трех-четырех выпусков в год и, наконец, остановившись на шести номерах вместо прежних двенадцати. Но это было время, когда свобода слова и доступность материалов позволили заговорить о прежде запретном. Лазарь Ильич гордился: «Мы делаем хороший журнал!» — и особенно настаивал на внимании к архивным публикациям, к новым документальным свидетельствам.

Основной темой творчества Лазаря Ильича стала литература Великой Отечественной. Он не просто анализировал книги К. Симонова, В. Некрасова, В. Быкова, Г. Бакланова и других писателей-фронтовиков, но поверял литературу свидетельством очевидца. Те, о ком он писал (многие из них были его близкими друзьями), ценили его тонкий слух, улавливающий и неточность факта, и ложный пафос.

Добросовестный исследователь литературы, он оказался еще и великолепным пародистом (книга Л. Лазарева, Ст. Рассадина и Б. Сарнова «Липовые аллеи» недавно переиздана), и очень честным, увлекательным мемуаристом, сумевшим воссоздать время в книгах «То, что запомнилось», «Шестой этаж, или Перебирая наши даты» и «Записки пожилого человека».

Прощаясь, склоняем голову перед нашим дорогим Лазарем Ильичем. Вечная ему память!

Вопросы литературы. 2010. № 2.