Содержание
Select year
 
Все журналы
2017 года
Номер 1
№ 1
Номер 2
№ 2
Номер 3
№ 3


Заголовок формируется программно
 

    Раздел: История идей
    Страницы: 245-261
    Авторы: Константин Михайлович ДОЛГОВ, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Института философии РАН. Сфера научных интересов - философия, политика, дипломатия, религия, литература и искусство, культура. Многие работы переведены на многие западноевропейские и восточные языки, среди наиболее важных публикаций: «От Киркегора до Камю» (1990), «Федерико Феллини, Ингмар Бергман. Философия творчества» (1995), «Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре» (2004), «Восхождение на Афон. Жизнь и миросозерцание Константина Леонтьева» (2008) и др. Email: esta20@mail.ru.
    Елена Игоревна СТАРИКОВА, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка механико-математического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Автор ряда статей по истории английского языка и литературы, общему и сравнительно-историческому языкознанию, культурологии. Email: esta20@mail.ru.
    Authors: Konstantin Mikhaylovich DOLGOV, Doctor of Philosophy, professor, honoured scholar of the Russian Federation, principal research fellow of the Philosophy Institute of the Russian Academy of Sciences. Academic interests include philosophy, politics, diplomacy, religion, art and literature, culture. Many of his books and articles have been translated into several West European and Oriental languages, including his most significant works From Kierkegaard to Camus [Ot Kierkegora do Kamyu] (1990), Federico Fellini, Ingmar Bergman. Their Art’s Philosophy [Federiko Fellini, Ingmar Bergman. Filosofiya tvorchestva] (1995), Reconstruction of the Aesthetic in the Western European and Russian Cultures [Rekonstruktsiya esteticheskogo v zapadnoevropeyskoy i russkoy kulture] (2004), Ascension to the Mount Athos. Life and Philosophy of Konstantin Leontiev [Voskhozhdenie na Afon. Zhizn’ i mirosozertsanie Konstantina Leontieva] (2008), etc. Email: esta20@mail.ru.
    Elena Igorevna STARIKOVA, Candidate of Philology, lecturer at the English Department of the Mechanics and Maths Faculty of Lomonosov Moscow State University. Author of a number of papers about the English language and literature, general, comparative and historical linguistics, cultural studies. Email: esta20@mail.ru.
    Название: Редьярд Киплинг: рассказ как политическая формула
    Title: Rudyard Kipling: The Short Story as a Political Formula
    Аннотация: Статья посвящена анализу политической философии Н. Макиавелли и воззрениям Р. Киплинга как выразителя идей Британской империи. Р. Киплинг как истинный художник показывает, что человеческая натура и жизнь не могут уложиться в ограниченные формулы политических учений.
    Abstract: The article looks at the problems of the relationship between politics and culture, exemplified by N. Machiavelli’s political philosophy and its reflection in fiction writing: specifically, in the works by Rudyard Kipling, one of the champions of the British imperial mentality. The long established tradition demanded separation of politics from culture and treated the two as virtually incompatible. The greatest men of the Renaissance were vociferous opponents of evil in any of its forms and maintained adherence to the exalted ideals, that however would often be in stark contrast with the objective reality. This must have inspired Machiavelli’s new philosophy, that seeks not only to support establishment of a resilient unitary state, but also, to an extent, to eliminate ‘dirty’ political practices. Kipling’s works, too, were a reflection of the public’s yearning for loftier values and ideals, that are barely present in political doctrines and practices. The genuine politics will always have its roots in the high culture and its ideology, just as the high culture is inseparable from the true politics.
    Ключевыеслова / Keywords: Н. Макиавелли, Р. Киплинг, история, политика, империя, унитарное государство, литература, рассказ, политическая формула, нравственный закон, N. Machiavelli, R. Kipling, history, politics, empire, unitary state, literature, short story, political formula, moral law.
    Фрагмент
    В силу своего исторического развития политика и литература настолько разошлись друг с другом если не по существу, то по форме, что стали казаться внеположенными друг другу сферами. Политика становилась все более и более грязной, чуждой высших ценностей, в то время как литература стремилась быть все более возвышенной, духовно-идеальной. Постепенно процесс отдаления политики и литературы друг от друга перерос в почти утвердившееся представление об их несовместимости.
    Характерна в этом отношении эпоха Возрождения. Ее величайшие представители были активными борцами против любого проявления зла - зломыслия, злословия и злодеяния, - борцами за высшие идеалы и ценности. Однако прав был Н. Бердяев, когда писал, что Возрождение не удалось, поскольку идеалы, воплощенные его титанами, были настолько далеки от действительности, политических и общественных отношений того времени, что их практически невозможно было сопоставлять с реальностью.
    Утопическое несоответствие идеалов и реальности хорошо видел и понимал Никколо Макиавелли. Выдающийся дипломат, мыслитель, он раскрывает как положительные стороны политической философии и политического действия, так и их негативное, неприглядное содержание. Объективно описывая методы и приемы политического руководства, их несоответствие высшим нравственным и духовным ценностям и идеалам, он создает новую политическую философию, которая должна преобразовать общественную и государственную жизнь таким образом, чтобы привести ее в соответствие с высшими ценностями и идеалами. Необходимо было вместо множества мелких итальянских государств создать единое унитарное государство с четко выстроенной социальной и политической структурой, мощной армией и флотом.
    Основные положения учения Макиавелли находят практическое применение в современной политике, к великому сожалению, в особо извращенных формах. Длительная историческая тоска по высшим ценностям, почти отсутствующая в политических учениях и политической практике, бессознательно просачивалась иногда почти в случайные литературные сюжеты.
    Именно таковы рассказы Киплинга из циклов «Простые рассказы с гор», «Индийские рассказы». Эти краткие, в известной степени простые и в то же время утонченные рассказы не случайно ставили в один ряд с рассказами Чехова и Мопассана, отмечая при этом исключительный талант писателя, его наблюдательность, реальное и интуитивное постижение услышанного им в детстве, прочитанного в школьные годы, увиденного в своей семье и в жизни соседей, а также непосредственно во время работы журналистом.
    Ранние индийские рассказы Киплинга, которые многие писатели, и прежде всего англоязычные - С. Моэм, Т. С. Элиот, - назвали вершиной, жемчужиной его творчества, сразу завоевали признание широкой публики и снискали ему славу выдающегося мастера рассказа, одного из самых трудных литературных жанров.
    Сомерсет Моэм как никто другой из англоязычных писателей-современников Р. Киплинга (к тому же и соотечественник) дал наиболее детальный и глубокий анализ его творчества. Отметив ряд недостатков стиля Киплинга, он с явным удовольствием счел необходимым указать на наиболее сильные стороны его творчества:   
    Если я в этом очерке не постеснялся указать на то, что считаю недостатками Киплинга, то надеюсь, что и достаточно ясно выразил, как высоко ценю его достоинства. В общем, рассказ - не тот жанр художественной литературы, в котором англичане достигали особенных высот. Как показывают их романы, они склонны к многословию. Форма никогда их особенно не интересовала. Сжатость им не по нраву. Но рассказ требует формы. Требует сжатости. Многословие его убивает. Он зависит от построения. Не допускает повисших в воздухе сюжетных линий. Должен быть законченным в своих пределах. Все эти достоинства вы найдете в рассказах Киплинга той поры, когда он достигал своих великолепных вершин, а в этом нам повезло: он проделывал это из рассказа в рассказ. Редьярд Киплинг - единственный автор в нашей стране, которого можно поставить рядом с Мопассаном и Чеховым. Он - наш величайший мастер рассказа. Что кто-нибудь когда-нибудь сумеет с ним сравниться - в это не верится. Что он никогда не будет превзойден - в этом я уверен [Моэм: 307-308].
    О художественных достоинствах произведений Киплинга писал А. Куприн, давший в своем очерке 1908 года одну из самых глубоких и содержательных оценок его творчества:
    Киплинг же совершенно самостоятелен. Он оригинален как никто другой в современной литературе. Могущество средств, которыми он обладает в своем творчестве, прямо неисчерпаемо. Волшебная увлекательность фабулы, необычайная правдоподобность рассказа, поразительная наблюдательность, остроумие, блеск диалога, сцены гордого и простого героизма, точный стиль или, вернее, десятки точных стилей, экзотичность тем, бездна знаний и опыта и многое, многое другое составляют художественные данные Киплинга, которыми он властвует с неслыханной силой над умом и воображением читателя....
    И как нам ни странна, как от нас ни далека эта пряная, фантастическая пестрая жизнь - Киплингу невольно веришь во всем, что он рассказывает. Эта правдоподобность, достоверность рассказа и составляет ту тайну очарования, которая приковывает к книгам Киплинга несокрушимыми волнующими узами...
    Литература
    Куприн A. И. Редиард Киплинг // Куприн A. И. Собр. соч. в 6 тт. Т. 6. М.: ГИХЛ, 1958. С. 607-612.
    Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Н. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1982. С. 301-378.
    Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия // Макиавелли Н. Избранные сочинения. С. 379-452.
    Моэм С. Моэм выбирает лучшее у Киплинга // Моэм С. Искусство слова. О себе и о других. Сб. ст. / Сост. Н. В. Васильева-Южная. М.: Художественная литература, 1989. С. 283-308.
    Brock M. G. Rudyard Kipling: A Major Prophet? // The Kipling Journal. 2004. June. P. 7-18.
    Colin D. Pearce. A Golden Crown: the Machiavellianism of The Man Who Would be King // The Kipling Journal. 2004. June. P. 32 -42.
    Kipling R. Values in Life. A Book of Words South Australia: The University of Adelaide Library, 2014. URL: https://ebooks.adelaide. edu.au/k/kipling/rudyard/words/index.html.
    Bibliography
    Brock M. G. Rudyard Kipling: A Major Prophet? // The Kipling Journal. 2004. June. P. 7-18.
    Colin D. Pearce. A Golden Crown: the Machiavellianism of The Man Who Would be King // The Kipling Journal. 2004. June. P. 32-42.
    Kipling R. Values in Life. A Book of Words. South Australia: The University of Adelaide Library, 2014. URL: https://ebooks.adelaide. edu.au /k/kipling/rudyard/words/index.html.
    Kuprin A. I. Rediard Kipling [Rudyard Kipling] // Kuprin A. I. Collected works in 6 vols. Vol. 6. Moscow: GIKHL, 1958. P. 607-612.
    Machiavelli N. Gosudar’ [Governor] // Machiavelli N. Selected works. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1982. P. 301-378.
    Machiavelli N. Rassuzhdeniya o pervoy dekade Tita Liviya [Discourses on the First Decade of Titus Livius] // Machiavelli N. Selected works. P. 379-452.
    Maugham S. Iskusstvo slova. O sebe i o drugikh [The Art of Word. About Myself and Others]. Collected articles / Ed. N. V. Vasilieva-Yuzhnaya. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1989. P. 283-308.