Содержание
Select year
 
Все журналы
2017 года
Номер 1
№ 1
Номер 2
№ 2
Номер 3
№ 3


Заголовок формируется программно
 

    Раздел: Литературная карта
    Страницы: 233-244
    Автор: Мадина Андреевна ХАКУАШЕВА, кабардинский русскоязычный прозаик, публицист, литературовед, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник сектора кабардино-черкесской литературы Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований. Научные интересы - мифо-фольклорные элементы и их ассимиляция художественной литературой, особенности развития русскоязычной литературы Северного Кавказа. Автор книг «Литературные архетипы в художественных произведениях адыгских авторов» (2007), «Формирование жанровой системы в творчестве Али Шогенцукова» (в соавт., 2011), «Мифологические образы и мотивы в фольклоре, литературе и искусстве» (2014), а также многих статей по указанной проблематике. Email: dinaarma@mail.ru.
    Author: Madina Andreevna KHAKUASHEVA, a Kabardian author writing in Russian, publicist, literary historian, Doctor of Philology, leading researcher at the Department of Kabardian-Circassian of the Kabardian-Balkar Institute for the Humanities. Academic interests include mythological and folklore elements and their assimilation by fiction, and development peculiarities of Russian-language literature in the Northern Caucasus. Author of Literary Archetypes in Works of Adyghe Poets [Literaturnie arkhetipy v khudozhestvennykh proizvedeniakh adygskikh poetov] (2007), History of the Genre System in the Works of Ali Shogentsukov [Formirovanie zhanrovoy sistemy v tvorchestve Ali Shogentsukova] (co-auth., 2001), Mythological Images and Motifs in Folklore, Literature and Art [Mifologicheskie obrazy i motivy v folklore, literature i iskusstve] (2014), as well as numerous articles on the topics listed above. Email: dinaarma@mail.ru.
    Название: Национальная самоидентификация: углубление или разрушение? Адыгская литература в эпоху глобализации
    Title: Ethnic Self-Identification: Intensification or Destruction? Adyghe Literature in the Age of Globalization
    Аннотация: В статье обозначены общие тенденции современного этапа развития адыгской (черкесской) литературы. Одна из них - неомифологизм, который можно рассматривать как результат влияний богатой национальной мифо-фольклорной традиции и неомифологического направления мировой литературы. На примере современных художественных произведений автор отмечает появление новых жанров, таких как роман-миф, роман-антиутопия, феномен которых обусловлен серьезными изменениями в аксиологии, усложнением поэтики. Знаковым явлением становится билингвизм.
    Abstract: The article highlights general trends in the contemporary development phase of Adyghe (Circassian) literature. One such trend is neo-mythology, which can be traced to the rich traditions of ethnic myths and folklore and neo-mythology in world literature. Examining contemporary works, the author reveals the emergence of new genres, such as mythic novels and dystopias. Their emergence was triggered by serious axiological shifts and the growing sophistication of poetics. Bilingualism is seen as an emblematic phenomenon. The following works are discussed in the article: Stone Age [Kamenniy vek] (1985) by K. Beshtokov; The Legend of the Iron Wolf [Skazanie o zheleznom volke] (1993) by Y. Chuyako; The Deluge [Vsemirniy potop] (1994), Night Kadar, or The One on the Right [Noch Kadar, ili Kotoriy sprava] (2009) by M. Emkuzh; Black Mountain [Chernaya gora] (1997), The Wine of the Dead [Vino mertvykh] (2002) by N. Kuyek.
    Ключевыеслова / Keywords: X. Бештоков, М. Емкуж, Дж. Кошубаева, Н. Куек, Ю. Чуяко, адыгская литература, антиутопия, билингвизм, мифо-фольклорное наследие, неомифологизм, роман-миф, K. Beshtokov, M. Emkuzh, D. Koshubaeva, N. Kuyek, Y. Chuyako, Adyghe literature, dystopia, bilingualism, mythological and folklore heritage, neo-mythology, mythic fiction.
    Фрагмент
    В современных условиях глобального культурного трансфера невозможно избежать влияния общих тенденций даже в пределах устойчивой традиционной культуры, какой еще до недавнего времени принято было считать адыгскую (эндоэтноним), или черкесскую (экзоэтноним). Кроме собственно национального социокультурного влияния современное художественное сознание адыгских авторов испытывает интенсивное воздействие других культурных моделей: русской, советской, западной, восточной. При этом каждая из них уже не существует в «чистом виде» и может быть названа так лишь весьма условно. На этом фоне закономерно усложнилась семантика художественных текстов современных адыгских авторов. Мыслеобразы зачастую пребывают не в одном, а в нескольких когнитивных полях, которые взаимно налагаются или противоречат друг другу.
    Особенно важно влияние древнего, богатого мифо-фольклорного наследия черкесов. Фольклорные элементы и структуры, ассимилируясь, превращаются в литературные образы, мотивы, сюжеты, которые говорят не только языком символов, но становятся структурообразующей, семиотической фигурой.
    1980-1990-е годы явились переломным этапом. В это время кризисное художественное сознание в поисках утраченной целостной картины национального космоса усиливает связи с мифом, фольклором. Оно испытывает серьезные трансформации, приближаясь к основной характеристике мифологического мышления, - его креативности, способности к литературному мифотворчеству.
    Так возникает роман-миф в стихах «Мыв| лъ|хъ|н|» - «Каменный век» Xабаса Бештокова (1985). Вслед за этим формируется целое направление современной адыгской литературы - неомифологизм, которое вряд ли можно рассматривать как спонтанное самостоятельное явление, не связанное с закономерностями общемирового литературного процесса.
    В 1851 году вышел роман-миф Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит», предвосхитивший целое направление в мировой литературе начала ХХ века, которое в течение 30-40 лет почти одновременно появилось в Европе, России, США, странах Латинской Америки. Достаточно упомянуть знаковые произведения этого жанра. «Процесс» Ф. Кафки был написан в 1915 году и издан десять лет спустя, уже после смерти автора. С 1918 по 1920 год в американском журнале «The Little Review» публиковался роман «Улисс» ирландского писателя Д. Джойса. С 1926 по 1943 год издавался роман-тетралогия «Иосиф и его братья», в основу которого Т. Манном положен известный сюжет Ветхого Завета об Иосифе Прекрасном. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» был окончен в 1940-м, опубликован в 1966-м. В 1963 году в США вышел в свет роман Д. Апдайка «Кентавр». В 1967-м - «Сто лет одиночества» колумбийского писателя Г. Г. Маркеса. Из произведений советского периода можно отметить повести-притчи Ч. Айтматова «Белый пароход» (1970), «Пегий пес, бегущий краем моря» (1977), роман «Плаха» (1986) и др.
    Тенденция неомифологизма в адыгской литературе связана с появлением целого ряда художественных произведений: романов «Каменный век» (1985) Xабаса Бештокова, «Сказание о Железном Волке» (1993) Юнуса Чуяко, «Всемирный потоп» (1994), «Ночь Кадар, или Который справа» (2009) Мухамеда Емкужа, «Вино мертвых» (2002) Нальбия Куека. К жанру повести-притчи относится «Черная гора» (1997) Н. Куека.
    Новый литературный жанр привнес в творчество адыгских авторов сложные приемы организации художественного текста - такие как аллюзия, интертекстуальность, реминисценция, код, символ, мифологема, архетип.
    Поэтика нового литературного мифа отличается не только усиленной онтологической рефлексией, но и выраженным мифо-фольклорным влиянием. Подобные особенности национальной литературы обусловлены не только художественным сознанием, но и авторским бессознательным, за которое, в первую очередь, отвечают мифологический и фольклорный элементы. Этой же особенностью можно объяснить преимущественно архетипический способ художественного мышления черкесов.
    Часть авторов художественных текстов отказывается от былых функций, столь актуальных для недавнего советского времени, - воспитательной, образовательной и т. п. Это связано с осознанием невозможности «объяснить» или даже художественно отразить «реальную действительность». Некоторые адыгские авторы тяготеют к фрагментарности сюжета, например, в упомянутых выше произведениях - романе «Вино мертвых» и повести «Черная гора» Н. Куека, что свидетельствует о влиянии постмодернизма на мироощущение автора. Главной задачей части современных произведений становится деконструкция как ответ на общенациональный кризис.
    В историческом бессознательном адыгов Золотой век связан преимущественно с эпохой Нартов - аналогов Атлантов: «тогда, когда все начиналось» и происходило первый раз, когда Бог создавал свои первые творения и не было еще грозного всепожирающего дракона-Хроноса. Именно он, согласно первобытному сознанию, искривляет божественные деяния и деформирует сущности. Поиск совершенного общественного устройства и образа гармоничной счастливой личности как совокупной точки опоры побуждал создавать величественные памятники устного народного творчества. Так в каждый исторический период создавалась своя утопия.
    Литература
    Бахтин М. М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. С. 392-427.
    Размыкание пространства. Переделкинские встречи - 2007 // Дружба народов. 2008. № 4. С. 184-214.
    Bibliography
    Bakhtin M. M. Epos i roman (O metodologii issledovaniya romana) [Epic and Novel (Towards a Methodology for the Study of the Novel)] // Bakhtin M. M. Literaturno-kriticheskie statii [Literary and Critical Articles]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1986. P. 392-427.
    Razmykanie prostranstva. Peredelkinskie vstrechi - 2007 [Extending the Boundaries. Meetings in Peredelkino - 2007] // Druzhba narodov. 2008. Issue 4. P. 184-214.