Содержание
Select year
 
Все журналы
2017 года
Номер 1
№ 1
Номер 2
№ 2
Номер 3
№ 3
Номер 4
№ 4


Заголовок формируется программно
 

    Раздел: Литературное сегодня
    Рубрика: Лица современной литературы
    Страницы: 115-122
    Автор: Мария Игоревна ЗНОБИЩЕВА, поэт, литературный критик, кандидат филологических наук, литературовед. Сфера научных интересов - творчество Н. Гоголя, поэзия Серебряного века, современная русская литература, детская поэзия и проза. Автор ряда статей по указанной проблематике. Email: znobishcheva@yandex.ru.
    Author: Maria Igorevna ZNOBISHCHEVA, poet, literary critic, Candidate of Philology, literary historian. Academic interests include the works of N. Gogol, Russian poetry of the Silver Age, modern Russian literature, and poetry and prose for children. She has written several articles on the topics listed above. Email: znobishcheva@yandex.ru.
    Название: Большое путешествие Домой. Елена Ракитина
    Title: The Big Journey Home. Elena Rakitina
    Аннотация: В статье рассматривается творчество современной детской писательницы Е. Ракитиной на фоне отечественной детской литературы. На примере ракитинских книг демонстрируется, как менялась традиция детского чтения в России в конце XX - начале XXI века, как трансформировалась стилистика дошкольной книги и как появлялись новые темы для «книжного» общения с детьми.
    Abstract: The article examines the work of contemporary children’s author Elena Rakitina in comparison with her Russian peers. The author argues that Rakitina’s entry into the world of children’s literature signifies an uninterrupted tradition of children reading, because it succeeds in maintaining the balance between tradition and innovation, fascinating plotlines and a rational message to the reader. Rakitina’s principal audience is pre-school children, which explains such typical features of her books as fairy-tale plots, vivid imagery, simplicity of narration, and multiple allusions to archetypical subjects like journeys, the search for friends, etc. The paper suggests that Rakitina’s prose reflects the changes in the traditions of children’s reading in Russia in the late 20th - early 21st centuries, as well as stylistic and thematic transformations of books for young children.
    Ключевыеслова / Keywords: Е. Ракитина, современная детская проза, сказка, традиция и новаторство, книга-путешествие, E. Rakitina, contemporary children’s prose, fairy-tale, tradition and innovation, travel literature.
    Фрагмент
    Когда перед умудренным читателем, протягивающим руку к полке с книгами для детей, возникают взрослые вопросы из разряда «должна ли детская книга быть поучительной?», умудренный читатель совершенно справедливо чувствует себя посредником между своим ребенком и готовым войти в его душу детским писателем. Ребенок же, останавливающий руку взрослого, не попадая на крючок подобного вопроса, безошибочным чутьем выбирает талантливую книгу. Совместимо ли то и другое в современной детской литературе? Да.
    Елена Ракитина - писатель, чье появление в отечественной детской литературе позволяет говорить о непрерывности традиционного контекста, целостности и плотности художественного полотна. Она одна из немногих, кому удается сохранять баланс между традицией и новаторством, тяготением к увлекательному сюжету и рациональным, продуманным разговором о самом главном. Участник семинаров молодых авторов, пишущих для детей, лауреат Международной литературной премии им. Крапивина (2010), победитель Всероссийского литературно-художественного конкурса «Новые имена. Премьера книги» (2012), дипломант Литературного конкурса им. Голявкина (2014), постоянный участник фестивалей «Детские писатели вокруг ДЕТГИЗа», Ракитина прочно вошла в обойму любимых детьми, родителями и педагогами современных отечественных писателей благодаря таким своим книгам, как «Похититель домофонов», «Сережик», «Приключения Степы и Клепы», «Большое путешествие домой», «Если б у меня была своя планета», «Приключения новогодних игрушек» и др.
    Ракитину называют продолжательницей традиций В. Драгунского и В. Голявкина - так много светлого юмора и добродушной фантазии в ее рассказах о школьниках. А ракитинские сказки - это настоящая находка для тех, кто ценит в детских книгах не только полет фантазии и желание развлечь читателя, но и богатое содержание, умение просто и мудро рассказать маленькому человеку о большом мире и о том, что в нем важнее всего. Отсюда и авторское признание, сделанное Ракитиной в ходе одного интернет-интервью: ее книги - это «попытка говорить с детьми о том, что действительно важно, повлиять на формирование их мировоззрения и хотя бы чуть-чуть - характера. А еще сделать ребят добрее и радостнее. Слова родителей: “Вашу книгу мой ребенок впервые прочитал самостоятельно, перечитал и вот теперь полюбил чтение” - наивысшая награда. Значит, не зря работаю» [Ракитина...].
    Таких книг в писательском багаже Ракитиной несколько. Сюжет-путешествие, часто используемый автором в самых неожиданных трансформациях, с наибольшей полнотой раскрывает свои возможности в сказочной повести для дошкольников и младших школьников «Сережик» (2013-2015), выдержавшей уже два издания в московской «Речи». Можно было бы назвать этот сюжет историей чудесного взросления ежика Сережика, из крошечного дошкольника превратившегося в Героя. Отправляясь на поиски похищенной драконом Мамы, ежик, как это и бывает в сказках, становится сильнее, мудрее, лучше - у него появляется много друзей, и весь мир готов прийти на помощь доброму делу. Сережику достается волшебный ключ, который открывает двери лишь тогда, когда на вопрос «что самое главное?» находится правильный ответ. Сначала маленькому Сережику кажется, что главное - это он. Ведь Мама всегда говорила: «Ты - главное, что у меня есть». Потом ежонок сомневается, не самое ли главное в мире - отдых, развлечения, сладости и веселье. К конечной истине «не делай другому того, чего не хочешь получить сам» герои приходят вместе с читателем не как к данности, а как к самостоятельно добытой, художественно осмысленной правде.
    Попытка обрести эту правду вместе с ребенком, освободившись от заблуждений и сомнений, - уже достойный повод для обращения к книге. В канву сказки легко и неуловимо вписаны евангельские сюжеты. Отвечая на вопросы о самом главном, маленькие читатели на детском сказочном уровне постигают идею жертвенности, истинной любви, противоборства добрых и злых сил, нашей ответственности друг за друга, вспоминают о Небесной Канцелярии, ведущей счет плохим и хорошим поступкам...
    В книгах Ракитиной помимо глобальных, ненавязчиво и легко, как бы между делом, решаются и «актуальные», в каждом детстве повторяющиеся проблемы. Например, Сережик мечтает пойти в школу, но он настолько мал ростом, что его уже несколько лет не берут, оставляют подрасти, из-за чего другие дети дразнят его микробом. А в конце книги ежик, прошедший испытания, вырастает. И его - главная награда за подвиги! - берут в школу. Чем не мотивация для первоклассников? Или другая детская проблема: телевизор-компьютер. Маленький дракончик, которого заточили в скале, за всю свою жизнь ни разу не видел солнца, неба, травы, он не знает, как пахнут цветы и как дует ветер. Зато у него есть телевизор с красивой придуманной жизнью. Когда дракончик выходит на свободу, мир кажется ему настолько прекрасным, что он решает никогда больше не смотреть телевизор.
    Находится и способ победить капризы. Оказывается, звезды, которые работают в Небесной Канцелярии, считают, сколько хороших и сколько плохих поступков совершает каждый ребенок. И если хороших поступков много, в трудный час жители Неба приходят на помощь только тем, кто успел совершить больше добра, чем зла...
    Литература
    Ракитина Елена // URL: rech-deti.ru/authors/?eid=96.
    Bibliography
    Rakitina Elena // URL: rech-deti.ru/authors/?eid=96.