Содержание
Select year
 
Все журналы
2017 года
Номер 1
№ 1
Номер 2
№ 2
Номер 3
№ 3
Номер 4
№ 4


Заголовок формируется программно
 

    Раздел: Синтез искусств
    Страницы: 346-356
    Автор: Алина Николаевна ИВАНОВА-СКРЯБИНА, журналист, музыковед. Сфера научных интересов – творчество А. Н. Скрябина, музыкальная критика конца XIX – начала XX века, синтез искусств. Автор ряда статей по указанной проблематике, опубликованных в том числе в журнале «Фортепиано» и на портале «Scriabin Association UK». Email: alinaivanovascriabina@gmail.com.
    Author: Alina Nikolaevna IVANOVA-SCRYABINA, journalist, music historian and critic. Her interests include A. Scryabin, musical criticism of the late 19th – early 20th centuries, synthesis of the arts. Published several articles on the above listed topics, including in the journal Fortepiano and on the web portal of the Scryabin Association UK.
    Название: Скрябин и Пастернак – переплетение судеб
    Title: Scryabin and Pasternak: Two Destinies Intertwined
    Аннотация: Статья написана на стыке биографического и литературоведческого подходов и посвящена анализу творческих взаимоотношений А. Скрябина и Б. Пастернака и проблеме влияния творчества композитора на пастернаковскую поэзию. В статье приводятся малоизвестные факты из быта семьи Пастернаков, а также выдержки из писем и статей Б. Пастернака, проясняющие его отношение к Скрябину как к одной из ключевых фигур русского искусства начала XX века.
    Abstract: A. Ivanova-Scryabina combines biographical and scholarly approaches to examine the artistic affinities of A. Scryabin and B. Pasternak, as well as to assess the composer’s influence on Pasternak’s poetry. Employing the chronological research method, the author retraces the story of the Pasternaks’ introduction to Scryabin’s music, the atmosphere characterized by Pasternak’s admiration of the composer, the musical and cultural environment that shaped his poetry, and the various opinions expressed by Pasternak with regard to Scryabin’s work. The article features little known facts about the daily life of the Pasternak family and quotes from B. Pasternak’s letters and articles, to find out his ideas about Scryabin as one of the major figures in Russian art of the early 20th century.
    Ключевые слова / Keywords: А. Скрябин, Б. Пастернак, Л. Пастернак, М. Цветаева, музыкально-поэтический синтез, A. Scryabin, B. Pasternak, L. Pasternak, M. Tsvetaeva, synthesis of music and poetry.
    Фрагмент
    Заповедь «Не сотвори себе кумира» не применима к юности. Кто лучше самого Пастернака может описать состояние благоговения, которое юный музыкант испытывал по отношению к Скрябину? «Скрябин-кумир», «Скрябин-божество» – вот лишь немногие эпитеты-ориентиры в мире Пастернака. Или, например, такое признание:
    Дорогой из гимназии имя Скрябина, все в снегу. Соскакивает с афиши мне на закорки. Я на крышке ранца заношу его домой, от него натекает на подоконник. Обожанье это бьет меня жесточе и неприкрашеннее лихорадки [Б. Пастернак 1991: 151].
    В той же «Охранной грамоте» Пастернак пишет: «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина» [Б. Пастернак 1991: 154].
    Весной 1903 года дачу в Оболенском (под Калугой) снимали две семьи – семья Пастернаков и семья Скрябиных. Тем летом там разносились отрывки Третьей симфонии или «Божественной поэмы». «Предполагалось, что сочинявший такую музыку человек понимает, кто он такой, и после работы бывает просветленно ясен и отдохновенно спокоен, как Бог, в день седьмый почивший от дел своих. Таким он и оказался» [Б. Пастернак 1991: 304] – вот впечатление юного Пастернака о Скрябине – создателе «Божественной поэмы».
    В то время Борису Пастернаку было двенадцать лет. Больше всего его поражала «свежесть духа» композитора, в чьих произведениях он чувствовал сумасшедшую смелость. «Божественная поэма» для него сливалась в образ свежестью дышавшего леса 1903 года.
    В Оболенском завязываются дружеские связи двух семей. Скрябин часто совершает прогулки с Леонидом Осиповичем Пастернаком, во время которых беседует обо всех волнующих его вопросах – об искусстве, о жизни, о сверхчеловеке. В одном были всегда согласны два художника – «во взглядах на сущность и задачи мастерства» [Б. Пастернак 1991: 304].
    После знакомства летом в Оболенском семьи очень сближаются, Вера Ивановна Скрябина – первая жена композитора – начинает вести переписку с Розалией Исидоровной Пастернак, матерью поэта. В. Скрябина очень хорошо понимает Р. Пастернак, ведь обе они – пианистки, признается ей, что все больше тяготеет к исполнению произведений мужа, искренне интересуется здоровьем детей Пастернаков, зовет провести лето вместе в Женеве. Вот одно из писем, опубликованное лишь в 2009 году:
    Jeneve, Vesenaz, «Les Lilas»
    18 мая 1904 года
    Мы каждый день вспоминаем Вас и Леонида Осиповича, ужасно хотим Вас видеть. Как Вы намерены устроиться на лето? Не приедете ли сюда? Вы писали, что Леонид Осипович собирается за границу. Когда же состоится его поездка? Надеюсь, что он не минует нас. Саша постоянно вспоминает о нем с самым теплым чувством. – Напишите, дорогая Розалия Сидоровна, здоровы ли детки. Я с таким удовольствием вспоминаю прошлое лето, которое мы провели с Вами вместе <...>
    Передайте мой поклон Леонид Осиповичу, Боре, Шуре; девочек нежно целую. Саша шлет Вам и Л. О. самый сердечный привет и еще раз повторяет, что сильно хочет его видеть.
    Искренне преданная Вам В. Скрябина [А. Н. Скрябин... 167].
    Взаимоотношения двух семей удостаиваются внимания в воспоминаниях брата Бориса Пастернака – Александра, будущего архитектора. Он пишет, что очень преданно относился к В. Скрябиной, которая была «воплощением доброты и душевной мягкости». А также – что Скрябины бывали дома у Пастернаков «запросто».
    После разрыва композитора с женой В. Скрябина одна посещала дом Пастернаков. А. Пастернак считал, что Вера Ивановна лучше всех могла передать манеру игры Скрябина и была «единственной из московских пианистов, кто, исполняя скрябинскую музыку, играл истинно по-скрябински» [А. Пастернак: 107].
    О дружбе семей пишет и Евгений Пастернак:
    Александр Николаевич оценил дарование Розалии Исидоровны и стал приносить ей сочиненные пьесы, слушать их в ее исполнении. Она очень подружилась с Верой Ивановной, которую высоко ставила как пианистку и всем сердцем сочувствовала ее тревогам и бедам, о которых тогда можно было уже догадываться [Е. Пастернак 1997: 29].
    Недавно в музее-квартире А. Гольденвейзера[1] была обнаружена самиздатовская тетрадь со стихами Пастернака. Скрябин и Гольденвейзер познакомились в 1889 году и дружили с тех пор. Для музейных хранителей такая удивительная находка стала лишним подтверждением уже известных связей.
    По свидетельству Е. Пастернак, вдовы пастернаковского сына Леонида и директора музея-квартиры поэта в Переделкино, этот сборник Борис Пастернак сам печатал на машинке, переплетал и дарил близким людям. Такая тетрадь попала и к Гольденвейзеру: в ней были стихи 1945-1957 годов. После смерти Скрябина при участии Гольденвейзера было создано общество «Венок Скрябину», которое занималось творческим наследием композитора. А у Л. Пастернака мы находим рисунок с одного из заседаний этого общества 1917 года («Заседание Скрябинского общества»).
    Литература
    А. Н. Скрябин в пространствах культуры XX века. М.: Композитор, 2009.
    Асмус В. Ф. Пастернак об искусстве // Радуга (Таллинн). 1987. № 8. С. 62-90.
    Дурылин С. Н. В своем углу. М.: Московский рабочий, 1991.
    Марина Цветаева, Борис Пастернак. Души начинают видеть. Письма 1922-1936 годов. М.: Вагриус, 2004.
    Пастернак А. Л. Воспоминания. М.: Прогресс-традиция, 2002.
    Пастернак Б. Л. Охранная грамота // Пастернак Б. Л. Собр. соч. в 5 тт. Т. 4. М.: Художественная литература, 1991.
    Пастернак Б. Л. Начало пути. Письма к родителям (1907-1920) // Знамя. 1998. № 5. С. 153-190.
    Пастернак Е. Б. Борис Пастернак. Биография. М.: Цитадель, 1997.
    Пастернак Е. Б. Хроника прошедших лет // Знамя. 2008. № 12. С. 126-165.
    
    Bibliography
    A. N. Skryabin v prostranstvakh kultury XX veka [A. N. Skryabin in the Cultural Space of the 20th Century]. Moscow: Kompozitor, 2009.
    Asmus V. F. Pasternak ob iskusstve [Pasternak about the Arts] // Raduga (Tallinn). 1987. Issue 8. P. 62-90.
    Durylin S. N. V svoem uglu [In One’s Own Corner]. Moscow: Moskovskiy rabochiy, 1991.
    Marina Tsvetaeva, Boris Pasternak. Dushi nachinayut videt’ [Marina Tsvetaeva, Boris Pasternak. Souls Begin to See]. Letters of 1922-1936. Moscow: Vagrius, 2004.
    Pasternak A. L. Vospominaniya [Memoirs]. Moscow: Progress-traditsiya, 2002.
    Pasternak B. L. Okhrannaya gramota [Safe Conduct] // Pasternak B. L. Collected works in 5 vols. Vol. 4. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1991.
    Pasternak B. L. Nachalo puti. Pis’ma k roditelyam [The Start of the Way. Letters to Parents]. (1907-1920) // Znamya. 1998. Issue 5. P. 153-190.
    Pasternak E. B. Boris Pasternak. Biografiya [Biography]. Moscow: Tsitadel, 1997.
    Pasternak E. B. Khronika proshedshikh let [Chronicle of the Past Times] // Znamya. 2008. Issue 12. P. 126-165.