Содержание
Select year
 
Все журналы
2017 года
Номер 1
№ 1
Номер 2
№ 2
Номер 3
№ 3
Номер 4
№ 4


Заголовок формируется программно
 

    Раздел: Язык современной поэзии
    Страницы: 148-177
    Автор: Алан Юрьевич ЖУКОВСКИЙ, кандидат филологических наук, литературовед, поэт и прозаик, переводчик, художник. Сфера научных интересов – британская и американская литература, Т. С. Элиот, поэзия модернизма, американская рецепция Ницше, теория литературы. Автор ряда публикаций по указанной проблематике. Email: black.beethoven@yahoo.com.
    Author: Alan Yurievich ZHUKOVSKY, Candidate of Philology, literary critic, poet, prose writer, translator, and painter. His interests include British and American literature, T. S. Eliot, modernistic poetry, American reception of Nietzsche, theory of literature. Published several papers on the above-mentioned topics. Email: black.beethoven@yahoo.com.
    Название: Точность и ритм: стихотворения в журнале Т. С. Элиота «Крайтерион»
    Title: T. S. Eliot and Poems Published in The Criterion
    Аннотация: Статья посвящена анализу взглядов Т. С. Элиота на поэзию современников и его литературно-редакторской деятельности. Принципы оценки стихов, выработанные в элиотовской эссеистике на материале поэтов прошлого, определили механизмы отбора авторов для журнала «Крайтерион» и издательства «Faber & Faber».
    Abstract: T. S. Eliot was one of the most influential critics of English poetry in the 20th century, yet his essays were almost exclusively devoted to authors of earlier times. He hardly ever commented on contemporary poetry, except for the early reviews in Egoist. His criticism of modern poetry would be put to use for selection of poems for The Criterion and, later, for the publishers Faber & Faber. Formulated in his essays, Eliot’s principles of appreciating poetry would later define his priorities as editor. The article considers poetry published in The Criterion with the purpose to show why those particular works had been selected by Eliot for the journal. Despite a certain instability and fragmentary nature of Eliot’s criteria for poetry, the selection mostly conformed to his principles of critical analysis. As editor, Eliot placed the biggest value on accuracy, expressiveness of wording and imagery, and adherence to rhythmic arrangements: he dismissed free verse completely.
    Ключевые слова / Keywords: Т. С. Элиот, Г. Рид, У. Х. Оден, Л. Макнис, С. Спендер, М. Мур, М. Синклер, «Крайтерион», оценка поэзии, T. S. Eliot, H. Reed, W. H. Auden, L. MacNeice, S. Spender, M. Moore, M. Sinclair, The Criterion, poetry criticism.
    Фрагмент
    Томас Стернз Элиот стал одним из наиболее влиятельных арбитров англоязычной поэзии в XX веке, законодателем литературной моды. Однако практически вся его литературная критика была посвящена оценке и переоценке поэтов прошлого. О современниках Элиот почти не писал, за исключением У. Б. Йейтса, Э. Паунда, Р. Киплинга (и некоторых других), а также поэтов 1910-х годов в заметках на страницах журнала «Эгоист». Деятельность Элиота как арбитра современной поэзии реализовывалась преимущественно в редакторской работе: отборе стихов для журнала «Крайтерион» и издательства «Faber & Faber», которым Элиот руководил большую часть своей жизни.
    С самого начала журнал не имел сугубо литературного характера: основное внимание уделялось проблемам общекультурным, философским и социально-политическим. Впоследствии научная литература о «Крайтерионе» также сосредоточилась на вопросах нелитературных. Между тем исключительно важной и интересной задачей представляется исследование стихов, публиковавшихся в журнале, в том числе с точки зрения их соответствия или несоответствия выработанным Элиотом оценочным принципам, какими бы противоречивыми, субъективными или фрагментарными они не казались[1].
    При анализе поэзии, публиковавшейся в «Крайтерионе», возникает ряд неизбежных ограничений. Прямых элиотовских отзывов на произведения поэтов, печатавшихся в его журнале, очень мало, и они не дают возможности систематически изучить его редакторские предпочтения. Для решения задачи данной статьи крайне полезны письма с отказами публиковать те или иные стихи – их можно обнаружить в изданиях элиотовской переписки. В «Крайтерионе» выходило ограниченное количество поэзии, поэтому большинство материалов Элиот вежливо отклонял; нередко он рекомендовал авторам обращаться в другие журналы и издательства и сам способствовал продвижению этих текстов.
    Элиот не считал себя ученым-литературоведом, а отдельные попытки фундаментального анализа литературы (например, его лекции о метафизической поэзии) были далеки от академического исследования, на что обратил внимание в личной переписке литературовед М. Прац. Элиот-редактор, как и Элиот-критик, – в первую очередь поэт, несмотря на определенное влияние философского способа мышления, обусловленного элиотовским образованием.
    Недостаток текстов, прямо эксплицирующих принципы работы Элиота, объясняет необычный ракурс данной статьи – попытаться ответить на вопрос о том, почему именно эти стихи попали в журнал, реконструировать способ мышления Элиота как поэта, критика и редактора, посмотреть на поэзию глазами Элиота. О большинстве текстов, публиковавшихся в журнале, редактор не оставил никаких отзывов, поэтому реконструкция принципов отбора стихов не может претендовать на абсолютную точность, и в некоторых случаях, в связи с объективными ограничениями, придется довольствоваться достаточно минималистичными комментариями. Элиотовские принципы оценки, приводящиеся в статье, в основном, берутся из его эссеистики и в определенной мере дополняются идеями, почерпнутыми из переписки.
    Вместе с тем, поскольку рассматриваемый в статье материал практически не изучен исследователями (ни в англоязычном мире, ни в России), ставится и другая задача: познакомить читателя с широкой панорамой текстов, публиковавшихся в журнале, показать целостную палитру интересов и предпочтений редактора «Крайтериона».
    Элиотовские взгляды на поэзию (как и его мировоззрение в целом) отличались значительным постоянством, менялись достаточно медленно и практически никогда – радикально. Поэтому в данной статье материалы журнала разделены лишь на два хронологических этапа: 1920-е и 1930-е годы, в рамках которых хронологической дифференциации проводиться практически не будет. Контраст между этими двумя периодами оказывается значительным.
    Литература
    Жуковский А. Ю. Т. С. Элиот как арбитр поэзии: литературная критика 1920-1930-х годов. Дис. <...> канд. филол. наук. М., 2014.
    Жуковский А. Ю. Т. С. Элиот об оценке поэзии // Новая Юность. 2014. № 4. URL: http://magazines.russ.ru/nov_yun/ 2014/ 4/7zh.html.
    Eliot T. S. Preface // The Criterion, 1922-1939: In 18 vol. / Ed. T. S. Eliot. London: Faber & Faber, 1967. P. 5.
    Harding J. ‘The Criterion’: Cultural Politics and Periodical Networks in Interwar Britain. Oxford: Oxford U. P., 2002.
    Harding J. Publishing // T. S. Eliot in Context / Ed. J. Harding. Cambridge, New York: Cambridge U. P., 2011. P. 73-82.
    Howarth H. T. S. Eliot’s Criterion: The Editor and His Contributors // Comparative Literature. 1959. Vol. 11. № 2. P.  97-110.
    Howarth H. Notes on Some Figures behind T. S. Eliot. Boston, MA: Houghton Mifflin, 1964.
    Kineke Sh. T. S. Eliot, Marianne Moore, and the Gendered Operations of the Literary Sponsorship // Journal of Modern Literature. 1997. Summer. Vol. 21. № 1. P. 121-136.
    Kirk R. Eliot and His Age: T. S. Eliot’s Moral Imagination in the Twentieth Century. New York: Random House, 1971.
    Levenson M. A Genealogy of Modernism. Cambridge: Cambridge U. P., 1984.
    The Letters of T. S. Eliot. Vol. 3: 1926-1927 / Ed. V. Eliot and J. Haffenden. New Haven, CT & London: Yale U. P., 2012.
    The Letters of T. S. Eliot. Vol. 4: 1928-1929 / Ed. V. Eliot and J. Haffenden. London: Faber & Faber, 2013.
    
    Bibliography
    Harding J. ‘The Criterion’: Cultural Politics and Periodical Networks in Interwar Britain. Oxford: Oxford U. P., 2002.
    Harding J. Publishing // T. S. Eliot in Context / Ed. J. Harding. Cambridge, New York: Cambridge U. P., 2011. P. 73-82.
    Howarth H. T. S. Eliot’s Criterion: The Editor and His Contributors // Comparative Literature. 1959. Spring. Vol. 11. № 2. P. 97-110.
    Howarth H. Notes on Some Figures behind T. S. Eliot. Boston, MA: Houghton Mifflin, 1964.
    Kineke Sh. T. S. Eliot, Marianne Moore, and the Gendered Operations of the Literary Sponsorship // Journal of Modern Literature. 1997. Summer. Vol. 21. № 1. P. 121-136.
    Kirk R. Eliot and His Age: T. S. Eliot’s Moral Imagination in the Twentieth Century. New York: Random House, 1971.
    Levenson M. A Genealogy of Modernism. Cambridge: Cambridge U. P., 1984.
    Eliot T. S. Preface // The Criterion, 1922-1939: In 18 vol. / Ed. T. S. Eliot. London: Faber & Faber, 1967. P. 5.
    The Letters of T. S. Eliot. Vol. 3: 1926-1927 / Ed. V. Eliot and J. Haffenden. New Haven, CT & London: Yale U. P., 2012.
    The Letters of T. S. Eliot. Vol. 4: 1928-1929 / Ed. V. Eliot and J. Haffenden. London: Faber & Faber, 2013.
    Zhukovsky A. Y. T. S. Eliot kak arbitr poezii: literaturnaya kritika 1920-1930-kh godov. Dis. <...> kand. filol. nauk [T. S. Eliot as a Poetry Arbiter: the Literary Criticism in the 1920s-1930s. Thesis work in candidacy for Candidate of Philology]. Moscow, 2014.
    Zhukovsky A. Y. T. S. Eliot ob otsenke poezii [T. S. Eliot on Poetry Evaluation] // Novaya Yunost’. 2014. Issue 4. URL: http://magazines.russ.ru/nov_yun/2014/4/7zh.html.