Содержание
Select year
 
Все журналы
2017 года
Номер 1
№ 1
Номер 2
№ 2
Номер 3
№ 3


Заголовок формируется программно
 

    Раздел: Литературное сегодня
    Рубрика: Лица современной литературы
    Страницы: 139-148
    Автор: Айнур Оскарович ХУЖАХМЕТОВ, кандидат филологических наук, литературный критик. Сфера научных интересов – история и теория литературы, история и философия. Автор двух монографий: «Проблемы композиции в современной башкирской прозе» (на башкирском языке, 2012) и «Основные тенденции развития поэтики башкирской прозы конца XIX – начала XX века» (2015), один из авторов коллективной монографии «История башкирского народа» (VII том, 2012). Email: khuzha@mail.ru.
    Author: Aynur Oskarovich KHUZHAKHMETOV, Candidate of Philology. Academic interests include history and theory of literature, history, philosophy. Author of two monographs: Problems of Composition in Modern Bashkir Prose [Problemi kompozitsii v sovremennoy bashkirskoy proze] (in the Bashkir language; 2012) and Major Development Trends of the Poetics of Bashkir Prose in the late 19th – early 20th centuries [Osnovnie tendetntsii razvitiya poetiki bashkirskoy prozi kontsa XIX – nachala XX veka] (2015), one of the contributors to the monograph History of the Bashkir People [Istoriya bashkirskogo naroda] (seven volumes, 2012). Email: khuzha@mail.ru.
    Название: В поисках героя своего времени. Андрей Рубанов
    Title: Looking for a Hero of His Time. Andrey Rubanov
    Аннотация: Статья посвящена обзорному исследованию творческой лаборатории современного русского прозаика А. Рубанова. В статье прослежена эволюция писателя как мастера художественного слова, качественное развитие его произведений – от автобиографического цикла до философского осмысления настоящего и будущего страны в романе «Хлорофилия».
    Abstract: The essay by the Bashkir philologist A. Khuzhakhmetov analyses creative techniques of the contemporary Russian writer A. Rubanov. The author finds that his prose, balancing between mass literature and elite selection, autobiography and function, the past and the present, has its origins in the 1990s and is defined by the attitude to this turning point in Russian history and culture. What has changed in Russia since the ‘wild 1990s’, where one could find a modern hero, and what ethical and philosophical categories, according to Rubanov, define the contemporary world? In answering these questions, the critic also retraces the writer’s creative progress, and the evolution of the quality of his work: from a straightforward report of events in his autobiographical cycle to the philosophical perception of his country’s present and future in the novel Chlorophilia [Khlorofiliya].
    Ключевые слова / Keywords: А. Рубанов, проза, цикл, автобиографизм, фантастика, антиутопия, A. Rubanov, prose, cycle, autobiographism, science fiction, dystopia.
    Фрагмент
    Миропорядок, с которым столкнулись писатели 1990-х, представлялся им странным, «разрозненным, алогичным, не складывающимся в общую картину, зыбким, не предопределенным», подразумевающим множество точек зрения и разность позиций. В этой реальности появлялся герой, «подчиненный авторской идее, авторскому замыслу <...> Он “призрачен”, если пользоваться определением В. Набокова. Появление различных типов героя связано с  необходимостью фиксации разнообразных отношений в обществе. Кроме того, увеличение числа жанровых модификаций также предопределило расширение типажей...» [Русская проза... 21]
    К 1990-м восходит и проза Андрея Рубанова – писателя, балансирующего между массовым вкусом и элитарным признанием, автобиографизмом и вымыслом, прошлым и настоящим.
    Его первым крупным произведением, визитной карточкой, стал нашумевший автобиографический роман «Сажайте, и вырастет» (2005). По сути своей это были тюремные мемуары, насыщенные элементами детектива, авантюрного романа, юморески. Двадцатисемилетнего банкира, создавшего вместе с партнером Мишей полулегальную контору по отмыванию финансовых потоков, арестуют прямо на улице два неместных агента. В тюрьме у главного героя не только отбирают свободу, но и крушат, переворачивают с ног на голову его взгляды на окружающий мир. Происходит резкое, болезненное выпадение из мира легко заработанного богатства, гламурной и счастливой жизни в пространство, ставшее символом неволи, – изоляторы «Лефортово» и «Матросская Тишина». Первый, прежде такой реальный и плотный окружающий мир, на деле оказывается надутым, искусственным и иллюзорным. Люди в нем, казавшиеся вначале эталоном делового сообщества, сработанными из железа и бетона, превращаются в бесхребетных предателей, трусов, лишенных начисто такого мерила морали, как совесть.
    А тюрьма – как буферная зона: именно она срывает маски, клише, объединяет в одной камере представителей различных слоев общества. Для кого-то она становится родным домом – как рыба в воде чувствуют себя в тюрьме Фрол и Слава КПСС, для интеллектуалов Лоера и Максима Штейна тюремное заключение воплощает в себе все круги ада... Для третьих же, в числе которых и герой романа, тюрьма – это прежде всего школа жизни, возвращающая из мира призрачного успеха в реальность. Тюрьма, несмотря на парадоксальность, становится тем мрачным «полем» или «садом», где «саженцы» превращаются или в грозный сорняк человечества, или, пройдя сквозь лишения, боль и невзгоды, перерастают и обретают самих себя.
    «Мечта» (2007), «Йод» (2010), а также сборники рассказов «Тоже Родина» (2011) и «Подвиги» (2012) – по большому счету, продолжение автобиографического цикла, начало которому было положено первым романом. К сожалению, одновременно с растущим писательским мастерством автора увеличивается и мера рубановского самолюбования: как и большинство молодых современных писателей, Рубанов исповедует автобиографическую методику поиска нынешнего героя. Более привлекательный, более сильный герой, нежели само авторское alter ego, в его прозе попросту невозможен – и это, как и отчетливый запах зоны в рассказах Рубанова, выдает принадлежность к лимоновской линии русской литературы. «Вообще писать по принципу “испытано на себе”, используя при этом образ героя-автора, – ход не новый и хорошо известный современной российской литературе хотя бы по “Эдичке” Эдуарда Лимонова...» – замечает Ю. Щербинина в статье, посвященной как раз таки образу (или призраку?) героя современного общества, чей след критик рассчитывает обнаружить в романе Рубанова «Жизнь удалась» (2008) [Щербинина: 155]. Однако этот роман не только о возможном герое нулевых, но и о том обыкновенном «магическом реализме», которым пропитана жизнь современного человека. Название романа отсылает к популярной рекламе 1990-х, учитывая и пародируя рекламную стилистику того времени: что было бы, если бы жизнь героя 1990-х сложилась как на плакате? Судьба Матвея Матвеевича Матвеева, мелкого бизнесмена, живого и умершего, подтверждает: невозможно повернуть жизнь вспять, и то развитие бытия, с которым мы имеем дело сегодня, – единственно правильное.
    Литература
    Бабицкая В. «Готовься к войне» Андрея Рубанова // URL: http:// os.colta.ru/literature/events/ details/7399/
    Кузьменков А. Мыловар // Урал. 2011. № 9. С. 229-231.
    Русская проза рубежа XX-XXI веков: Учеб. пособие / Под ред. Т. М. Колядич. М.: Флинта: Наука, 2011.
    Фролов И. «Бери да помни!» // Бельские просторы. 2007. № 11. С. 82-85.
    Щербинина Ю. Призрак современного героя // Континент. 2009. № 142. С. 465-478.
    
    Bibliography
    Babitskaya V. Gotov’sya k voyne Andreya Rubanova [Andrey Rubanov’s Get Ready for War] // URL: http://os.colta.ru/ literature/events/ details/7399/
    Frolov I. ‘Beri da pomni!’ [‘Take it and Remember!’] // Belskie prostory. 2007. Issue 11. P. 82-85
    Kuz’menkov A. Mylovar [Soap Maker] // Ural. 2011. Issue 9. P. 229-231.
    Russkaya proza rubezha XX-XXI vekov: uchebnoe posobie [Russian Prose at the turn of the 20th-21st Centuries: Study Guide] / Ed. T. M. Kolyadich. Moscow: Flinta: Nauka, 2011.
    Shcherbinina Y. Prizrak sovremennogo geroya [The Illusion of the Modern Hero] // Kontinent. 2009. Issue 142. P. 465-478.