Содержание
Select year
 
Все журналы
2017 года
Номер 1
№ 1
Номер 2
№ 2
Номер 3
№ 3


Заголовок формируется программно
 

    Раздел: Литературное сегодня
    Рубрика: Лица современной литературы
    Страницы: 109-126
    Автор: Анна Владимировна ЖУЧКОВА, кандидат филологических наук, литературный критик, доцент кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета РУДН. Сфера научных интересов – современная литература, русская и зарубежная литература ХХ века, семантическая поэзия, психопоэтика. Автор книги «Магия поэтики О. Мандельштама» (2009), а также ряда статей по указанной проблематике. Email: capra@mail.ru.
    Author: Anna Vladimirovna ZHUCHKOVA, Candidate of Philology, literary critic, lecturer at the Russian and Foreign Literature Department of the Philological Faculty of the Russian Peoples’ Friendship University. Her academic interests include modern literature, Russian and foreign literature of the 20th century, semantic poetry, psychopoetics. Author of The Magic of O. Mandelstam’s Poetics [Magiya poetiki O. Mandelshtama] (2009), as well as several papers on the above mentioned topics. Email: capra@mail.ru.
    Название: Пират современной литературы. Александр Снегирев
    Title: A Pirate of Modern Literature. Aleksandr Snegirev
    Аннотация: Статья обращена к творчеству молодого современного писателя А. Снегирева, лауреата премии «Русский Букер» – 2015, и представляет своего героя в разных ипостасях: Снегирев-рассказчик, Снегирев – автор актуального романа-притчи, Снегирев – герой современного интеллектуального глянца. Кроме подробного анализа импрессионистической, эпатирующей прозы Снегирева статья предлагает новаторскую классификацию поколений современных писателей, «поверенных» периодом 1990-х, сложное, амбивалентное отношение к которому и по сей день определяет специфику снегиревского взгляда на мир.
    Abstract: In her article about the work of the young contemporary writer and winner of several prestigious literary awards A. Snegirev, Anna Zhuchkova is looking at such relevant aspects of modern literature as the dialogue between generations, the search for a modern hero, the image component of a writer’s identity, etc. Analysing the particularities of Snegirev’s works, from his origins in semi-glossy novels to the later stories on problematic and socially relevant topics, the researcher demonstrates his stylistic evolution and willingness to experiment with various genres. And while his early short stories mostly reveal the observation principle and the narrative is flooded with unrefined impressions, his later collections feature more accomplished works. With his skills for keen observation and philosophical generalization, Snegirev follows in the footsteps of Chekhov and Maupassant, simultaneously helping to shape the new, contemporary generation, whose opinions and values are yet to be explored.
    Ключевые слова / Keywords: А. Снегирев, современная русская проза, короткий рассказ, стиль, экзистенциальный реализм, A. Snegirev, modern Russian prose, short story, style, existential realism.
    Фрагмент
    Молодой темпераментный автор, лауреат литературных премий «Дебют», «Звездный билет» и «Русский Букер», номинант премии «Большая книга», двукратный финалист премии «Национальный бестселлер», обладатель приза ozon.ru за продажи «Нефтяной Венеры» (2008) и дважды звания лучшего прозаика года по версии «Независимой газеты», Александр Снегирев не только ярко освещает небосклон современной русской литературы, но и намеревается остаться в ней на века: «Я молод, хорошо одет и, разумеется, уверен, что <...> буду живым богом литературы, лауреатом всех возможных наград, и матери будут выстраиваться в очередь, чтобы я благословил их детей». Это шутливо, в рассказе «Вопросы телезрителей». И более серьезно – в интервью П. Смоляку: «Хочу писать так, чтобы мои книги читали во всем мире. Сегодня, завтра и всегда» [«Хочу научиться...»]
    Амбиции – замечательная вещь. По бурному морю сомнений и разочарований, ошибок и потерь мужественный красавец Снегирев смело держит путь вперед, в прекрасное будущее, обещанное его поколению еще в эпоху октябрят и пионеров. На первый взгляд, литературное путешествие молодого автора представляет собой авантюрно-эпатажную эскападу. Герои его произведений вызывающи, антагонистичны общему порядку и повседневной скуке бытия: они то стреляют из пневматики по обтянутой розовыми лосинами филейной части соседки, то путешествуют автостопом по Америке, то принимают роды в ванной, то воспитывают «солнечных» детей; они наделены эротически-волевым началом, притягательным для женщин (в списке рецензий «Национального бестселлера» на произведения Снегирева почти все – женские). Интерес к женскому телу, к физической любви, накал эротизма у Снегирева очень высок, это эротизм захватчика. «Герою свойственен “расчлененный” <...> взгляд на женщину, наверное, от неспособности понять целиком, охватить взглядом всю картину», – пишет А. Козакевич [Козакевич]. В. Пустовая, в шутку, выражает снегиревский взгляд на женщину прямее: «жопа, сиськи, грудь».
    Снегирев победоносно шествует по литературе: имидж брутальный, взгляд самцовый, стиль метафоричный и по-американски отрывистый, «особая мужественная простота» соседствует с иронией и самоиронией. Он может быть ласково сентиментален, переживая за мышей или кормя ежей, либо откровенно груб, делая героиню наложницей артели гастарбайтеров. Бесстрашный пират, с наскока взявший русскую литературу, временами он очень нежен и внимателен с ней.
    Однако все это лишь осколки медийного восприятия. Как героиня романа Снегирева «Вера» не видит в зеркале себя целиком, так истинный нерв снегиревского творчества не открывается комментаторам. Писатель позволяет рассмотреть то одну, то другую грань своего прозаического универсума, но не целое: «Люди не замечали ее. Увидев осколки автомобильной аварии, она подобрала отражающий фрагмент. В этих малых, неправильной формы зеркальных сантиметрах умещалась она вся: ступни, лодыжки, икры, колени, бедра, живот, грудь, руки, шея, голова, нос, губы, уши, серебряные глаза, волосы» («Вера», 2015). Критики говорят кто о ритме фразы, кто об отражении истории, кто о любви, кто о ее недостатке в его произведениях...
    Снегирев разрешает скачивать свои книги бесплатно, что исключительно для современного писателя. В интервью он не лукавит и не старается показаться кем-то большим, чем есть. Не страдает ложным тщеславием и готов учиться. Так, в рецензии на сборник рассказов «Как же ее звали?..» (2015) П. Крусанов пишет о слабой срежиссированности текста: «...общей гармонии в этой книге Снегирева недостает <...> в книге должна быть своя драматургия/симфония/композиция, даже если эта книга – сборник рассказов» [Крусанов]. И вот уже следующий сборник 2016 года «Я намерен хорошо провести этот вечер» срежиссирован великолепно: от ироничных зарисовок с натуры («Выборы», «В Баку»), разогревающих читателя меткими наблюдениями и парадоксальными афоризмами («не доверяю я людям в таких трусах»), мы переходим к зарисовкам лирически-ироническим («Авиэль»), лирически-поэтическим («Первое сентября на старой даче») и лирически-философским («Туфельки Сесилии»). Не теряя поэтической высоты, писатель добавляет социального перца: «Иди в ничью комнату», «Попасть на Новодевичье кладбище», «Аллергия на мандарины», а затем текст приобретает глубину нравственного переживания: «Как мы сбили Ивана Пургина», «Гонки на кладбище». Дальше и глубже, кажется, некуда – и, оставаясь в той же тональности, Снегирев меняет регистр: теперь о нравственном чувстве говорится уже не непосредственно, а сквозь кривое зеркало цинизма («Королева Шантеклера»), шаблонного сентиментализма («Вечер в Париже») или курьеза («Саша, Даша и Петя»). Сентиментальные и нежные истории, переехавшие из самых ранних книжек автора, соединены здесь с жесткой социальной прозой последних лет. На контрасте сентиментальности и трэша организованы не только рассказы в сборнике, но и их внутренняя структура. Здесь едкая ирония соседствует с печалью («Красные подошвы»), сатирические зарисовки с человечностью («За тебя, Господи!», «Тирекс серебристый»); семейная история иллюстрирует судьбу родины («Очередь»), а поиск секса приводит к пониманию любви («Я намерен хорошо провести этот вечер»).
    Имидж бесшабашного литературного пирата размывается, за ним вырисовывается иной облик.
    Литература
    «Книги должны продаваться как еда»: интервью А. Снегирева Р. Богословскому // Коммерсант. 2016. 21 мая. URL: http://www. 2do2go.ru/msk/city/v-fokuse/6046/pisatel-aleksandr-snegirev-knigi-dolzhny-prodavatsya-kak-eda.
    Козакевич А. «Как же ее звали?..» / Рецензии большого жюри премии «Национальный бестселлер» – 2016 // URL: http://www. natsbest.ru/Kozakevich16_Snegirev.html.
    Козлова А. Александр Снегирев. «Вера» / Рецензии большого жюри премии «Национальный бестселлер» – 2015 // URL: http:// www. natsbest.ru/kozlova15_snegirev.html.
    Крусанов П. А. Снегирев. «Как же ее звали?..» / Рецензии большого жюри премии «Национальный бестселлер» – 2016 // URL: http://www.natsbest.ru/Krusanov16_Snegirev.html.
    Пустовая В. Матрица бунта // Пустовая В. Толстая критика. Российская проза в актуальных обобщениях. М.: РГГУ, 2012. С. 329-364.
    Топорова А. А. Снегирев. «Как же ее звали?..» / Рецензии большого жюри премии «Национальный бестселлер» – 2016 // URL: http://www.natsbest.ru/Toporova16_Snegirev.html.
    «Хочу научиться говорить на языке любви, страданий и счастья»: интервью А. Снегирева П. Смоляку // Шум. 2011. 2 марта. URL: http://shuum.ru/interview/20.
    
    Bibliography
    Knigi dolzhny prodavat’sya kak eda: intervyu A. Snegireva R. Bogoslovskomu [Books Should Be on Sale Like Food: A. Snegirev’s Interview to R. Bogoslovsky // Kommersant. 21 May, 2016. URL: http:// www.2do2go.ru/msk/city/v-fokuse/6046/pisatel-aleksandr-snegirev-knigi-dolzhny-prodavatsya-kak-eda.
    Khochu nauchit’sya govorit’ na yazyke lyubvi, stradaniy i schast’ya: intervyu A. Snegireva P. Smolyaku [I Want to Learn the Language of Love, Suffering and Happiness: A. Snegirev’s Interview to P. Smolyak] // Shum. 2 March, 2011. URL: http://shuum.ru/interview/20.
    Kozakevich A. Kak zhe ee zvali? [What Was Her Name?] / Retsenzii bolshogo zhyuri premii ‘Natsionalniy bestseller’ – 2016 [The Organizing Committee Reviews for the 2016 National Bestseller’ Award] // URL: http://www.natsbest.ru/Kozakevich16_Snegirev.html.
    Kozlova A. Aleksandr Snegirev. Vera [Aleksandr Snegirev’s Vera] / Retsenzii bolshogo zhyuri premii ‘Natsionalniy bestseller’ –  2015 [The Organizing Committee Reviews for the 2015 National Bestseller Award] // URL: http://www.natsbest.ru/kozlova15_snegirev.html.
    Krusanov P. A. Snegirev. Kak zhe ee zvali? [A. Snegirev’s What Was Her Name?] / Retsenzii bolshogo zhyuri premii ‘Natsionalniy bestseller’ – 2016 [The Organizing Committee Reviews for the 2016 National Bestseller Award] // URL: http://www.natsbest.ru/ Krusanov16_Snegirev.html.
    Pustovaya V. Matritsa bunta [Matrix of the Revolt] // Pustovaya V. Tolstaya kritika: rossiyskaya proza v aktualnykh obobshcheniyakh [Literary Criticism in Thick Journals. Generalizations on Modern Russian Prose]. Moscow: RGGU, 2012. P. 329-364.
    Toporova A. A. Snegirev. Kak zhe ee zvali? [A. Snegirev’s What Was Her Name?] / Retsenzii bolshogo zhyuri premii ‘Natsionalniy bestseller’ –  2016 [The Organizing Committee Reviews for the 2016 National Bestseller Award] // URL: http://www.natsbest.ru/Toporova16_Snegirev.html.