Содержание
Select year
 
Все журналы
2017 года
Номер 1
№ 1
Номер 2
№ 2
Номер 3
№ 3
Номер 4
№ 4


Заголовок формируется программно
 

    Раздел: Теория: проблемы и размышления
    Рубрика: «Традиция» русского формализма
    Страницы: 7-29

    Автор: Игорь Олегович ШАЙТАНОВ, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой сравнительной истории литератур ИФИ РГГУ, ведущий научный сотрудник РАНХиГС. Автор 30 книг и учебников, в том числе «Федор Иванович Тютчев: поэтическое открытие природы» (1998, 2004, 2006), «История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения» (учебник для вузов в 2 тт., 2001; 2009, 2014), «Дело вкуса. Книга о современной поэзии» (2007), «Компаративистика и/или поэтика. Английские сюжеты глазами исторической поэтики» (2011), «Шекспир» (ЖЗЛ, 2013). Email: voplit@mail.ru.
    Author: Igor Olegovich SHAYTANOV, Doctor of Philology, Professor, Chairman of the Department of Comparative Literature at the Faculty of History and Philology of the Russian State University for the Humanities, leading research fellow in the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. He is the author of 30 books and textbooks, including works on the history of the foreign literature of the Renaissance period, Russian 19th-21st century poetry, Comparative Studies and/or Poetics. English Plots From the Perspective of Historical Poetics [Komparativistika i/ili poetica. Angliyskie syuzhety glazami istoricheskoy poetiki] (2011), and Shakespeare (ZhZL, 2013).

    Название: Формализм как явление исторической поэтики
    Title: Formalism as a Phenomenon of Historical Poetics
    Аннотация: Статья посвящена уточнению контекста, в котором сложился русский формализм, и определению истоков существенных для него идей и понятий. В какой мере русские формалисты наследовали исторической поэтике А. Веселовского, а в какой мере опровергали ее? К каким аспектам теории Веселовского восходят такие в разное время и с разным значением употребляемые формалистами понятия, как «традиция», «генезис», «борьба жанров»? Отвечая на эти вопросы, статья позволяет проследить путь наследования формалистами национальной традиции филологической мысли и прочитать их с большим доверием к присущей им (и так часто отрицаемой) способности эволюционировать.
    Abstract: The article attempts to specify the context that shaped the Russian doctrine of formalism and identify the sources of its key ideas and concepts. To which extent did the Russian formalists follow in the footsteps of A. Veselovsky’s historical poetics, and what parts of his theory they chose to repudiate? Which aspects of Veselovsky’s teachings had engendered the concepts of ‘tradition’, ‘genesis’, ‘battle of genres’, frequently used in quite divergent senses by formalists at different points throughout time. One can easily find formalists’ references to Veselovsky, signifying approval or controversy, but more importantly, their natural affinity and agreement in their approach to the study of literature and evolution of the new poetical system. Examining above issues and the background of the Russian formalism, the article offers an insight into treatment of the national philological legacy by formalists and reveals their typical but often denied skill to evolve in the course of their studies.
    Ключевые слова / Keywords: А. Веселовский, М. Бахтин, Ю. Тынянов, историческая поэтика, генезис и традиция, речевой жанр, жанровая функция, борьба жанров, A. Veselovsky, M. Bakhtin, Y. Tynyanov, historical poetics, genesis and tradition, speech genre, function of a genre, battle of genres.

    Фрагмент
    О русском формализме написано много на разных языках и с разных точек зрения – от восторженного поклонения до пренебрежительного неприятия. Хотя написано много, ощущения, что сказано все, нет; нет даже ощущения, что сказано самое существенное. Формалистов переводят не только на разные национальные языки, но на языки разного научного дискурса, в результате такой операции получая их в качестве то собственных предшественников или даже основоположников всей современной науки о литературе (сформулировавших ее специфический предмет и задачи), то талантливых дилетантов или литературных публицистов, так и не доросших до науки или давно оставленных позади стремительным развитием научного знания.
    Хочу сразу же поделиться своим ощущением ситуации и проблемы формализма, какой она мне видится в плане научной революции, имевшей место в филологии минувшего столетия. Формалистов предстоит прочитать с большим пониманием их языка и с доверием к их способности эволюционировать. Об эволюции еще в 1925 году сказал Б. Эйхенбаум в очерке развития формального метода в момент решительной перемены курса – к семантике и быту: «Момент эволюции очень важен в истории формального метода. Наши противники и многие из наших последователей упускают это из виду» [Эйхенбаум: 375].
    Упрек оппонентам и последователям и по сей день остается в силе: формалистическая теория воспринимается вне эволюции и вне точно очерченного контекста. Такое утверждение может показаться лишь результатом недостаточной осведомленности: какой еще контекст нужен для формализма, разве он не соотнесен с бесчисленными именами, близкими и далекими... Но в том-то и дело, что соотнесены без различения близкого и далекого – или, как бы сказал Ю. Тынянов, без различения традиции и генезиса. И суть дела от этого не проясняется, скорее – напротив.
    Оппозиции этих двух понятий – один из примеров того, что формалисты не боялись меняться и делали это весьма радикально и стремительно. Тынянов очень веско и концептуально оперировал этими понятиями в самом начале своего научного пути: в одной из первых печатных работ – «Тютчев и Гейне» («Печать и революция», 1922, № 4). Слово «традиция» так и не стало для него своим, но это не значит, что вместе со словом ушла мысль. Нет, она войдет в состав представления о «литературной эволюции», разработка которого всегда будет предполагать обнаружение точечно установленных контактов и моментов соответствия. Формалисты как историки литературы были непримиримы к приблизительности контекста, который годился бы для всех и каждого, а значит, ни для кого не становился бы индивидуальным.
    Столь же внимательны они хотели быть к самой идее эволюции, улавливая ее и в индивидуальном контексте, и в динамике литературных сдвигов. Тем более очевидна ирония судьбы: самим формалистам в праве на эволюцию было фактически отказано, как будто оппоненты не допускали мысли, что формалисты способны к переменам. Как бы упорно они это свое право ни декларировали, их метод продолжали редуцировать к его изначальным посылкам и полемическим преувеличениям.
    Формалисты, таким образом, расплачивались и за собственную полемичность (все отношения – с миром и литературой – они, по признанию В. Шкловского, выстраивали «в порядке дискуссионном»), которая отчасти была следствием их нелюбви к приблизительности. В каждый момент своего развития они формулировали, специфицируя, полемически укрупняя, те или иные проблемы, чтобы затем осложнить их, поставить иначе, соотнося с другим кругом задач: сначала была «теория поэтической речи» (с ее практически доведением до крайности в зауми), затем пришло время «проблеме стиховой семантики» (как по авторскому замыслу должна была называться книга Тынянова, увидевшая свет под названием «Проблема стихотворного языка», 1924)... Иными словами, если вначале смысл выносился за скобки «поэтической речи», то затем он был возвращен и заново проблематизирован.
    Однако в полемике оппоненты всегда выбирают то, что легче ниспровергать, к тому же по мере усложнения формалистической мысли она становилась все более трудной для понимания, которым противники себя не очень и утруждали и к которому очень немногие были способны.

    Литература
    Бахтин М. М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. С. 447-483.
    Бахтин М. М. Из архивных записей к работе «Проблема речевых жанров» // Бахтин М. М. Собр. соч. в 7 тт. Т. 5. М.: Языки славянской культуры; Русские словари, 1995. С. 207-286.
    Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собр. соч. в 7 тт. Т. 5. С. 159-206.
    Бахтин М. М. Роман как литературный жанр // Бахтин М. М. Собр. соч. в 7 тт. Т. 3. М.: Языки славянской культуры; Русские словари, 2012. С. 608-643.
    Бахтин М. М. Слово в романе. К вопросам стилистики романа // Бахтин М. М. Собр. соч. в 7 тт. Т. 3. С. 8-179.
    Веселовский А. Н. Из введения в историческую поэтику. Вопросы и ответы // Веселовский А. Н. Избранное: Историческая поэтика / Вступит. ст., коммент., сост. И. О. Шайтанова. М.: РОССПЭН, 2006. С. 55-80.
    Веселовский А. Н. Избранное: Историческая поэтика. М.: РОССПЭН, 2006.
    Веселовский А. Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А. Н. Избранное: Историческая поэтика. С. 535-652.
    Веселовский А. Н. Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических родов // Веселовский А. Н. Избранное: Историческая поэтика. С. 173-342.
    Веселовский А. Н. Избранное: На пути к исторической поэтике / Сост., послесл., коммент. И. О. Шайтанова. М.: Автокнига, 2010.
    Веселовский А. Н. История или теория романа? // Веселовский А. Н. Избранное: На пути к исторической поэтике. С. 577-601.
    Казанский Б. Идея исторической поэтики // Поэтика. Временник отдела словесных искусств Государственного института истории искусств. Вып. 1. Л.: Academia, 1926. С. 6-23.
    Медведев П. Н. [М. М. Бахтин] Формальный метод в литературоведении. М.: Лабиринт, 1993. (Серия «Бахтин под маской»).
    Осовский О. Е. Роман в контексте исторической поэтики (от А. Н. Веселовского к М. М. Бахтину) // Бахтинский сборник. Вып. 2. М., 1991. С. 312-343.
    Тынянов Ю. Н. Тютчев и Гейне // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 29-37.
    Тынянов Ю. Н. О литературной эволюции // Тынянов Ю. Н. История литературы. Кино. С. 270-281.
    Шайтанов И. Жанровое слово у Бахтина и формалистов // Вопросы литературы. 1996. № 3. С. 89-114.
    Шайтанов И. Классическая поэтика неклассической эпохи // Веселовский А. Н. Избранное: Историческая поэтика. С. 5-49.
    Шайтанов И. Одноразовая форма // Вопросы литературы. 2011. № 1. С. 238-251.
    Шайтанов И. Комментарий к переводам, или Перевод с комментарием // Иностранная литература. 2014. № 9. С. 264-278.
    Шкловский В. Связь приемов сюжетосложения с общими приемами стиля // Поэтика. Сборники по теории поэтического языка. Пг., 1919. С. 115-150.
    Эйхенбаум Б. Теория «формального метода» // Эйхенбаум Б. О литературе. Работы разных лет. М.: Советский писатель, 1987. С. 375-408.
    Элиот Т. С. Традиция и индивидуальный талант / Перевод с  англ. А. М. Зверева // Элиот Т. С. Назначение поэзии. Киев: Airland; М.: ЗАО «Совершенство», 1997. С. 157-165.
    Якобсон Р. Новейшая русская поэзия // Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. С. 272-316.
    Shaytanov I. English Renaissance Sonnet and «The Origin of the Modern Mind» // Forum for World Literature. 2016. Vol. 8. № 2 (China). P. 263-272.
 
    Bibliography
    Bakhtin M. M. Epos i roman (O metodologii issledovaniya romana) [Epic and Novel (Toward a Methodology for the Study of the Novel)] // Bakhtin M. M. Voprosy literatury i estetiki [Questions of Literature and Aesthetics]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1975. P. 447-483.
    Bakhtin M. M. Iz predystorii romannogo slova [From the Prehistory of Novelistic Discourse] // Bakhtin M. M. Voprosy literatury i estetiki [Questions of Literature and Aesthetics]. P. 408-446.
    Bakhtin M. M. Iz arkhivnykh zapisey k rabote Problema rechevykh zhanrov [From Archived Records to the Work The Problem of Speech Genres] // Bakhtin M. M. Collected works in 7 vols. Vol. 5. Moscow: Yazyki slavyanskoy kultury; Russkie slovari, 1995. P. 207-286.
    Bakhtin M. M. Problema rechevykh zhanrov [The Problem of Speech Genres] // Bakhtin M. M. Collected works in 7 vols. Vol. 5. 1995. P. 159-206.
    Bakhtin M. M. Roman kak literaturniy zhanr [The Novel as a Literary Genre] // Bakhtin M. M. Collected works in 7 vols. Vol. 3. Moscow: Yazyki slavyanskoy kultury; Russkie slovari, 2012. P. 608-643.
    Bakhtin M. M. Slovo v romane. K voprosam stilistiki romana [Discourse in the Novel. Towards Novel Stylistics] // Bakhtin M. M. Collected works in 7 vols. Vol. 3. P. 8-179.
    Eichenbaum B. Teoriya formalnogo metoda [Formal Method Theory] // Eichenbaum B. O literature. Raboty raznykh let [On Literature. Works of Different Years]. Moscow: Sovetskiy pisatel, 1987. P. 375-408.
    Eliot T. S. Traditsiya i individualniy talant [Tradition and the Individual Talent] / Trans. A. M. Zverev // Eliot T. S. Naznachenie poezii [The Use of Poetry]. Kiev: Airland; Moscow: ZAO Sovershenstvo, 1997. P. 157-165.
    Jakobson R. Noveyshaya russkaya poeziya [Modern Russian Poetry] // Jakobson R. Raboty po poetike [Works on Poetics]. Moscow: Progress, 1987. P. 272-316.
    Kazansky B. Ideya istoricheskoy poetiki [The Idea of Historical Poetics] // Poetika. Vremennik otdela slovesnykh iskusstv Gosudarstvennogo instituta istorii iskusstv [Poetics. Yearbook of the Literary Studies Department of the State Institute for Art History]. Issue 1. St. Petersburg: Academia, 1926. P. 6-23.
    Kemper D. Veselovskijs Verfahren der «historischen Induktion»: Nebst einer Bibliographie seiner deutschsprachigen Publikationen // Die russische Schule der historischen Poetik / Hrsg. von D. Kemper. Mtnchen: Wilhelm Fink, 2013. S. 155-176.
    Medvedev P. N. [Bakhtin M. M.] Formalniy metod v literaturovedenii [Formal Approach to Literary Studies]. Moscow: Labirint, 1993. (Bakhtin in Disguise Series).
    Osovsky O. E. Roman v kontekste istoricheskoy poetiki: (Ot A. N. Veselovskogo k M. M. Bakhtinu) [The Novel in the Light of Historical Poetics: (From A. N. Veselovsky to M. M. Bakhtin)] // Bakhtinskiy sbornik [The Bakhtin Collection]. Issue 2. Moscow, 1991. P. 312-343.
    Shaytanov I. Zhanrovoe slovo u Bakhtina i formalistov [The Concept of the Generic Word: Bakhtin and the Russian Formalists] // Voprosy literatury. 1996. Issue 3. P. 89-114; the same: Shaitanov I. The Concept of the Generic Word: Bakhtin and the Russian Formalists // Face to Face: Bakhtin in Russia and the West / Ed. by C. Adlam, et als. Sheffield: Academic Press, 1997. P. 233-253.
    Shaytanov I. Klassicheskaya poetika neklassicheskoy epokhi (Classical Poetics of Non-Classical Epoch] // Veselovsky A. N. Izbrannoe: Istoricheskaya poetika [Selected works: Historical Poetics]. Moscow: ROSSPEN, 2006. P. 5-49.
    Shaytanov I. Odnorazovaya forma [Disposable Form] // Voprosy literatury. 2011. Issue 1. P. 238-251.
    Shaytanov I. Kommentariy k perevodam, ili Perevod s kommentariem [A Comment on Translations or a Translation with a Comment] // Inostrannaya literatura. 2014. Issue 9. P. 264-278.
    Shaytanov I. English Renaissance Sonnet and «The Origin of the Modern Mind» // Forum for World Literature (China). 2016. Vol. 8. № 2. P. 263-272.
    Shklovsky V. Svyaz’ priemov syuzhetoslozheniya s obshchimi priemami stilya [The Connection between Devices of Plot Construction and General Devices of Style] // Poetika. Sborniki po teorii poeticheskogo yazyka [Poetics. Collected Works on Poetic Language Theory]. Petrograd, 1919. P. 115-150.
    Tynyanov Y. N. O literaturnoy evolyutsii [On the Literary Evolution] // Poetika. Istoriya literatury. Kino [Poetics. History of Literature. Cinema]. Moscow: Nauka, 1977. P. 270-281.
    Tynyanov Y. N. Tyutchev i Geyne [Tyutchev and Heine] // Poetika. Istoriya literatury. Kino [Poetics. Literature History. Cinema]. P. 29-37.
    Veselovsky A. N. Iz vvedeniya v istoricheskuyu poetiku. Voprosy i otvety [From the Introduction to Historical Poetics. Questions and Answers] // Veselovsky A. N. Izbrannoe: Istoricheskaya poetika [Selected works: Historical Poetics] / Ed., foreword, comments by I. O. Shaytanov. M.: ROSSPEN, 2006. P. 55-80.
    Veselovsky A. N. Izbrannoe: Istoricheskaya poetika [Selected works: Historical Poetics]. M.: ROSSPEN, 2006.
    Veselovsky A. N. Poetika syuzhetov [Poetics of Plots] // Veselovsky A. N. Izbrannoe: Istoricheskaya poetika [Selected works: Historical Poetics]. P. 535-652.
    Veselovsky A. N. Sinkretizm drevneyshey poezii i nachala differentsiatsii poeticheskikh rodov [Syncretism of the Oldest Poetry and the Beginning of Differentiation of Poetic Genres] // Veselovsky A. N. Izbrannoe: Istoricheskaya poetika [Selected works: Historical Poetics]. P. 173-342.
    Veselovsky A. N. Izbrannoe: Na puti k istoricheskoy poetike [Selected works: On the Way to Historical Poetics] / Ed., afterword, comments by I. O. Shaytanov. Moscow: Avtokniga, 2010.
    Veselovsky A. N. Istoriya ili teoriya romana? [History or Theory of the Novel?] // Veselovsky A. N. Izbrannoe: Na puti k istoricheskoy poetike [Selected works: On the Way to Historical Poetics]. P. 577-601.