Содержание
Select year
 
Все журналы
2017 года
Номер 1
№ 1
Номер 2
№ 2
Номер 3
№ 3
Номер 4
№ 4


Заголовок формируется программно
 

    Раздел: Публикации. Воспоминания. Сообщения
    Страницы: 278-297
    Автор: Борис Соломонович КАГАНОВИЧ, доктор исторических наук. Автор книг «Е. В. Тарле и петербургская школа историков» (1995), «С. Ф. Ольденбург. Опыт биографии» (2006), «Русские медиевисты первой половины XX века» (2007), «Е. В. Тарле. Историк и время» (2014), а также более 100 статей по истории гуманитарных наук и истории интеллигенции в XX веке. Email: amabor@mail.ru.
    Author: Boris Solomonovich KAGANOVICH, Doctor of Historical Sciences. He has written the books E. V. Tarle and the Saint-Petersburg School of Historians [E. V. Tarle i peterburgskaya shkola istorikov] (1995), S. F. Oldenburg. An Exercise in Biography [S. F. Oldenburg. Opyt biografii] (2006), Russian Medievists of the First Half of the 20th Century [Russkie medievisty pervoy poloviny XX veka] (2007), as well as over 100 articles about the history of the humanities and intellectuals in the 20th century. Email: amabor@mail.ru.
    Название: Неопубликованная работа Б. Бухштаба о поэтике Щедрина
    Title: B. Bukhstab’s Unpublished Work about Shchedrin’s Poetics
    Аннотация: Статья посвящена неопубликованной работе выдающегося историка русской литературы Б. Бухштаба (1904-1985) «Кличка в сатире Щедрина». Восстанавливается история написания работы, приводятся многочисленные цитаты из нее. Глубокое и яркое исследование поэтики Щедрина, осуществленное Б. Бухштабом, несомненно заслуживает полной публикации.
    Abstract: The publication is devoted to the unpublished article Nickname in Shchedrin’s satire [Klichka v satire Shchedrina] by the late B. Bukhstab, historian of the Russian literature. A pupil of Y. Tynyanov and B. Eichenbaum, Boris Bukhstab (1904-1985) is famous for his outstanding researches into the works of Fet, Nekrasov, Leskov, Shchedrin, Pasternak and Mandelstam. The article reconstructs the history behind Bukhstab’s paper that was written in 1939-1940, but remained unpublished. Kept in the Department of Manuscripts of the Russian National Library (Saint-Petersburg), the 150-page typed-up draft is an original and profound analysis of Shchedrin’s poetics. The article demonstrates and examines the paper’s keys findings, illustrated with multiple quotations. B. Kaganovich believes that B. Bukhstab’s work remains a valuable research to this day and should be published in its entirety.
    Ключевые слова / Keywords: М. Салтыков-Щедрин, Б. Бухштаб, русская литература, сатира, гротеск, поэтика, M. Saltykov-Shchedrin, B. Bukhstab, Russian literature, satire, grotesque, poetics.
    Фрагмент
    Имя замечательного историка русской литературы XIX века, автора классических работ о Фете, Некрасове, Лескове и Щедрине Бориса Яковлевича Бухштаба (1904-1985) хорошо известно филологам-русистам. Начинал он в 1920-е годы как «младоформалист», ученик Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова, аспирант и сотрудник ленинградского Института истории искусств. После смерти Бухштаба, в конце 1980-х -1990-х годах, были опубликованы его ранние работы о Мандельштаме, Пастернаке, Хлебникове и Вагинове, представившие его как первоклассного знатока и исследователя русской поэзии ХХ века с большим вкусом к теоретическим проблемам[1].
    С начала 1930-х годов Бухштаб по понятным причинам сосредоточился на изучении русской литературы XIX века и стал писать в «позитивистской», так сказать, манере, ничуть не утратив, однако, остроты восприятия литературы и филологической культуры, привитых ему учителями.
    Ныне научное наследие Бухштаба в основном издано. Это, разумеется, не исключает того, что в архиве ученого, хранящемся в Отделе рукописей Российской Национальной библиотеки в Петербурге и не введенном еще по-настоящему в научный оборот, имеются важные и интересные – и не только в биографическом плане – материалы. Внимание писавших о Бухштабе после его смерти привлекал по преимуществу его формалистический период[2], но, по нашему убеждению, очень интересен и далеко еще не изучен и не исчерпан и Бухштаб-«позитивист». В данной заметке мы хотели бы остановиться на его большой работе «Кличка в сатире Щедрина», которая по сей день остается неопубликованной[3].
    Салтыков-Щедрин принадлежал к числу любимых писателей Бухштаба. «Очень любил Б. Я. Салтыкова-Щедрина и время от времени его цитировал», – вспоминал В. Баевский [Баевский: 395]. Несколько опубликованных Бухштабом статей о творчестве Щедрина принадлежат к лучшим страницам всей мировой «щедринианы». После войны он намеревался писать докторскую диссертацию о Щедрине-художнике, но потом в силу разных обстоятельств от этого намерения отказался (см. ниже). Нам, однако, неизвестны какие-либо упоминания в печати о работе Бухштаба «Кличка в сатире Щедрина».
    История написания этой работы восстанавливается по переписке Бухштаба с крупнейшим историком русской общественной мысли и революционного движения XIX века Борисом Павловичем Козьминым (1888-1958), с которым его связывали очень хорошие отношения.
    21 июня 1939 года Козьмин сообщил Бухштабу, что московский Институт мировой литературы, в котором он тогда работал, готовит сборник, посвященный творчеству М. Салтыкова-Щедрина, и пригласил своего ленинградского коллегу участвовать в этом сборнике[4]. В ответном письме Бухштаба от 3 июля 1939 года читаем: «Работа по стилю Щедрина, которой я занялся, посвящена теме частной, но, по-моему, существенной для понимания художественной структуры щедринской сатиры. Условное название: “Клички и прозвища в сатире Щедрина”» (Ф. 520. К. 43. Д. 23. Л. 28). 7 июля 1939 года Козьмин писал Бухштабу: «Вашу работу по Щедрину я включаю в план нашего сборника» (Ф. 1341. Д. 834. Л. 4). Через некоторое время с ним был заключен договор, и менее чем за год Бухштаб подготовил работу объемом более 6 печатных листов, значительно превысив предусмотренные договором размеры. Очевидно, что он уже ранее работал над этой темой – едва ли было возможно в столь короткий срок скрупулезнейшим образом изучить и проанализировать огромный корпус текстов Щедрина, составивших 20 томов его Полного собрания сочинений. 11 июля 1940 года Бухштаб сообщал Козьмину: «Статью о кличках у Щедрина я закончил. Завтра сдаю ее машинистке» (Ф. 520. К. 43. Д. 23. Л. 43). В письме от 30 июля 1940 года Козьмин замечал не без юмора: «Статью Вашу я получил, буду читать ее первым. Ее размеры произвели на меня потрясающее впечатление» (Ф. 1341. Д. 834. Л. 15). 20 октября 1940 года он сообщал Бухштабу: «Вашу статью о Щедрине прочитали Мещеряков и я <...> Серьезных и существенных возражений ни у меня, ни у Мещерякова нет. Смущают размеры»[5] (Ф. 1341. Д. 834. Л. 16). Возможно, что в процессе редактирования статья была несколько сокращена. 28 февраля 1941 года Козьмин писал Бухштабу: «Жду от Вас посланный Вам экземпляр Вашей статьи о Щедрине» (Ф. 1341. Д. 834. Л. 19). 12 марта 1941 года Бухштаб отвечал: «Посылаю Вам статью о Щедрине с исправлениями» (Ф. 520. К. 43. Д. 24. Л. 5). 27 апреля 1941 года Козьмин информировал его: «Не писал Вам в ожидании окончательного решения вопроса о нашем сборнике. В ближайшие дни он идет в РИСО Академии Наук, а оттуда в издательство» (Ф. 1341. Д. 834. Л. 26).
    Война помешала выходу в свет этого издания. В одном из писем 1943 года Бухштаб, находившийся тогда в эвакуации в Тобольске, осведомлялся у Козьмина: «Очень интересуюсь судьбами щедринского сборника» (Ф. 520. К. 43. Д. 24. Л. 13). Сборник этот так никогда и не увидел света. Вернувшись в Ленинград, Бухштаб писал Козьмину 14 июля 1945 года: «Насчет книги о Щедрине (“Художественные принципы сатиры Щедрина”) мечтаю, возможностей осуществления не вижу <...> Собираюсь подать в докторантуру Академии, но кажется, для меня это безнадежно» (Ф. 520. К. 43. Д. 24. Л. 15). В начале 1946-го Бухштаб был, однако, оформлен докторантом ИРЛИ и тема его докторской диссертации была обозначена как «Художественные принципы сатиры Щедрина».
    Докторантура не освобождала Бухштаба от службы (с 1946 года он состоял доцентом Библиотечного института, до того много лет прослужил в Публичной библиотеке), и работа над диссертацией, по-видимому, шла очень медленно. 19 августа 1948 года он писал одному из своих учителей и старшему другу Ю. Оксману: «Диссертация моя никак не может выйти из стадии планов и сбора материала. Сейчас она мерещится мне под заглавием “Сатирическая фантастика в сатире Щедрина”» [РГАЛИ. Ф. 2567... Л. 1]. Помимо перегруженности, Бухштабу, несомненно, мешала писать диссертацию общая обстановка в стране и в литературной науке, стремительно ухудшавшаяся в эти годы в связи со сталинскими идеологическими кампаниями. На это он намекал в письме к Оксману от 14 сентября 1948 года: «Вас смутил проект заглавия моей диссертации; меня, по тем же причинам, смущает проект всей диссертации, от начала до конца» [РГАЛИ. Ф. 2567... Л. 2]. Наконец, 22 июня 1949 года Бухштаб сообщал Оксману: «Я благополучно ушел из докторантуры “по собственному желанию”. Работу о Щедрине решил не продолжать ввиду полной ее “недиссертабельности”»[6] [РГАЛИ. Ф. 2567... Л. 14].
    Как это ни удивительно, все это время Бухштаб, по-видимому, не располагал завершенным машинописным текстом своей работы 1940 года. 4 июля 1955 года он писал Козьмину: «Перед войной я посылал Вам 2 экземпляра статьи “Кличка в сатире Щедрина” для несостоявшегося щедринского сборника. У меня не сохранилось экземпляра <...> Нельзя ли было бы разыскать ее, если она сохранилась, и переправить мне?» (Ф. 520. К. 43. Д. 24. Л. 46) По всей вероятности, после этого обращения Козьмин прислал Бухштабу сохранившийся у него первоначальный вариант работы.
    Что же представляет собой исследование Бухштаба «Кличка в сатире Щедрина»?[7] Приступая к нему, автор констатировал отсутствие в существующей литературе сколько-нибудь развернутых и углубленных анализов поэтики и стиля Щедрина: «Стиль Щедрина – вообще область, слабо затронутая наукой»[8] (Ф. 1341. Д. 336. Л. 7). Разумеется, он использовал ценные наблюдения предшествующих авторов, в частности В. Гиппиуса и Б. Эйхенбаума, хотя с первым порой и полемизировал.
    «Кажется, единственным твердо установленным принципом считается употребление “эзоповского языка”, понимаемого как вынужденный обход запрещенной цензурой прямой речи <...> – писал Бухштаб. – Дальше эта тема не развивается, и читатель остается при впечатлении, что словесное искусство Щедрина есть, собственно говоря, искусство обманывать цензуру, а художественное наслаждение его творчеством сродни наслаждению расшифровкой криптограмм»[9] (Ф. 1341. Д. 336. Л. 7-8). Такая постановка вопроса представляется Бухштабу совершенно несостоятельной[10]. «Щедринское слово под этим углом зрения рассматривается не как адекватное выражение мысли, а как прикрытие ее, как посильная замена какого-то другого слова <...> А между тем, кто же из читателей Щедрина не чувствует исключительной целостности, органичности и внутреннего единства его семантической системы, кто не чувствует, что каждое слово Щедрина стоит на своем, а не на чужом месте?»[11] (Ф. 1341. Д. 336. Л. 9)
    Вслед за Эйхенбаумом Бухштаб отмечает, что художественная манера Щедрина окончательно сложилась в начале 1860-х годов: «В “Губернских очерках” Щедрин еще подражателен и эклектичен; исследователи справедливо отмечают подражание Гоголю, Тургеневу, Островскому в отдельных произведениях, вошедших в эту книгу. Характерный щедринский стиль со всеми основными его особенностями оформляется впервые на страницах “Сатир в прозе”» (Ф. 1341. Д. 336. Л. 15). Именно в это время в произведениях Щедрина появляется «город Глупов».
    Литература
    Баевский В. С. Я не был лишним. Воспоминания о Б. Я. Бухштабе // Russian Studies. 1996. Т. II. № 1. С. 389-417.
    Бухштаб Б. Рец.: Я. Эльсберг. Стиль Щедрина. М., 1940 // Звезда. 1941. № 1. С. 183-185.
    Бухштаб Б. Я. Сказка Щедрина «Верный Трезор» // Вестник ЛГУ. 1951. № 3. С. 42-51.
    Бухштаб Б. Я. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Л., 1962.
    Бухштаб Б. Я. От пародии к сатирической сказке. История одного замысла Щедрина // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск: ПГУ, 1978. С. 39-57.
    Бухштаб Б. Я. Литературоведческие расследования. М.: Современник, 1982.
    Бухштаб Б. Я. Эзопов язык у Некрасова // Бухштаб Б. Я. Н. А. Некрасов. Проблемы творчества. Л.: Советский писатель, 1989. С. 151-174.
    Бухштаб Б. Я. Фет и другие. Избранные работы / Сост., вступ. ст., подгот. текста М. Д. Эльзона при участии А. Е. Барзаха. СПб.: Академический проект, 2000.
    Гаспаров М. Л. Записи и выписки. М.: НЛО, 2001.
    Егоров Б. Ф. Б. Я. Бухштаб – некрасовед // Бухштаб Б. Я. Н. А. Некрасов. Проблемы творчества. С. 343-348.
    Огрызко Вяч. Страх искоренил стыд // Литературная Россия. 2011. 2 декабря.
    ОР РНБ. Ф. 520. К. 43. Д. 23, 24.
    ОР РНБ. Ф. 1341. Д. 336, 359-560, 834.
    Письма Л. Я. Гинзбург Б. Я. Бухштабу / Публ. Д. В. Устинова // Новое литературное обозрение. 2001. № 3 (49). С. 325-386.
    Примечания // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч. в 20 тт. Т. 11. М.: Художественная литература, 1971. С. 519-639.
    РГАЛИ. Ф. 2567. Оп. 1. Д. 361.
    РГАЛИ. Ф. 2835. Оп. 1. Д. 222.
    Савицкий С. «Живая литература фактов»: Спор Л. Гинзбург и Б. Бухштаба о «Лирическом отступлении» Н. Асеева // Новое литературное обозрение. 2008. № 1 (89). С. 8-37.
    Эльзон М. Д. «Вне моды» // Бухштаб Б. Я. Фет и другие. Избранные работы. С. 5-22.
 
    Bibliography
    Baevsky V. S. Ya ne byl lishnim. Vospominaniya o B. Y. Bukhshtabe [I Was Not Unwanted. Reminiscences about B. Y. Bukhshtab] // Russian Studies. 1996. Vol. II. No. 1. P. 389-417.
    Bukhshtab B. Rets.: Y. Elsberg. Stil Shchedrina [Review: Y. Elsberg. Shchedrin’s Style]. Moscow, 1940 // Zvezda. 1941. Issue 1. P. 183-185.
    Bukhshtab B. Y. Skazka Shchedrina Verniy Trezor [Shchedrin’s Fairy-Tale Loyal Trezor] // Vestnik LGU. 1951. Issue 3. P. 42-51.
    Bukhshtab B. Y. Skazki M. E. Saltykova-Shchedrina [M. E. Saltykov-Shchedrin’s Fair-Tales]. Leningrad, 1962.
    Bukhshtab B. Y. Ot parodii k satiricheskoy skazke. Istoriya odnogo zamysla Shchedrina [From the Caricature to the Satiric Fairy-Tale. History of One Concept by Shchedrin] // Zhanr i kompozitsiya literaturnogo proizvedeniya [Genre and Composition of a Literary Work]. Petrozavodsk: PGU, 1978. P. 39-57.
    Bukhshtab B. Y. Literaturovedcheskie rassledovaniya [Literary Investigations]. Moscow: Sovremennik, 1982.
    Bukhshtab B. Y. Ezopov yazyk u Nekrasova [Aesop’s Language Used by Nekrasov] // Bukhshtab B. Y. N. A. Nekrasov. Problemy tvorchestva [N. A. Nekrasov. Problems in His Works]. Leningrad: Sovetskiy pisatel, 1989. P. 151-174.
    Bukhshtab B. Y. Fet i drugie. Izbrannie raboty [Fet and Others. Selected works] / Ed., opening article, text prep. by M. D. Elson with the participation of A. E. Barzakh. St. Petersburg: Akademicheskiy proekt, 2000.
    Egorov B. F. B. Y. Bukhshtab – nekrasoved [B. Y. Bukhshtab as a Nekrasov Scholar] // Bukhshtab B. Y. N. A. Nekrasov. Problemy tvorchestva [N. A. Nekrasov. Problems in His Works]. P. 343-348.
    Elson M. D. ‘Vne mody’ [‘Beyond Fashion’] // Bukhshtab B. Y. Fet i drugie. Izbrannie raboty [Fet and Others. Selected works]. P. 5-22.
    Gasparov M. L. Zapisi i vypiski [Notes and Extracts]. Moscow: NLO, 2001.
    Ogryzko Vyach. Strakh iskorenil styd [Fear Has Eradicated Shame] // Literaturnaya Rossiya. 2 December, 2011.
    OR RNB. F. 520. K. 43. D. 23, 24.
    OR RNB. F. 1341. D. 336, 359-360, 834.
    Pis’ma L. Y. Ginzburg B. Y. Bukhshtabu [Letters from L. Y. Ginzburg to B. Y. Bukhshtab] / Publ. by D. V. Ustinov // Novoe literaturnoe obozrenie. 2001. Issue 3 (49). P. 325-386.
    Primechaniya [Comments] // Saltykov-Shchedrin M. E. Collected works in 20 vols. Vol. 11. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1971. P. 519-639.
    RGALI. F. 2567. Op. 1. D. 361.
    RGALI. F. 2835. Op. 1. D. 222.
    Savitskiy S. ‘Zhivaya literatura faktov’: Spor L. Ginzburg i B. Bukhshtaba o Liricheskom otstuplenii N. Aseeva [Real Literature of Facts: Argument between L. Ginzburg and B. Bukhshtab about N. Aseev’s Lyrical Digression] // Novoe literaturnoe obozrenie. 2008. Issue 1 (89). P. 8-37.