Содержание
Select year
 
Все журналы
2017 года
Номер 1
№ 1
Номер 2
№ 2
Номер 3
№ 3


Заголовок формируется программно
 

    Раздел: Литературное сегодня
    Рубрика: Новейшая антология
    Страницы: 139-150
    Автор: Анна Дмитриевна МАГЛИЙ, филолог, аспирант МГУ им. М. В. Ломоносова. Сфера научных интересов – мировая литература конца XX – начала XXI веков, литературоведение, критика. Автор ряда статей о современном литературном процессе. Email: anna.litera.magliy@mail.ru.
    Author: Anna Dmitrievna MAGLY, philologist, literary critic, post-graduate student of Lomonosov Moscow State University. Academic interests include the world literature of the late 20th – early 21st centuries, theory of literature, literary criticism. Author of several articles on the contemporary literary process. Email: anna.litera.magliy@mail.ru.
    Название: Победил ли мысленный волк?
    Title: Has the Wolf of Souls Prevailed?
    Аннотация: В эссе, посвященном роману А. Варламова «Мысленный волк» (лауреату премии «Студенческий Букер» – 2015), А. Маглий размышляет о природе центрального романного образа, о совмещении документального и художественного подходов, а также о том, почему новый роман Варламова об эпохе Серебряного века, вобрав в себя множество биографических фактов из жизни Михаила Пришвина, которые легли в основу первоначального замысла, – получился скорее романом неисторическим.
    Abstract: The essay discusses A. Varlamov’s novel The Wolf of Souls [Myslenniy Volk] (winner of the Student Booker Prize 2015), reviewing the award-winning book as well as examining the genre transformations of the modern novel, which tends to combine realistic, biographical, metaphorical and post-modernistic techniques. A. Magly ponders on the origins of the novel’s central image, its overlapping documentary and creative methods, as well as on why Varlamov’s new novel about the Russian Silver Age, while drawing a lot on Mikhail Prishvin’s biography, that originally inspired the novel, turns out to be non-historical, thus proving the author’s hypothesis about the birth of a new type of writing. The author argues that The Wolf of Souls is in the same league as M. Shishkin’s The Letter Book [Pismovnik], E. Vodolazkin’s Laurus [Lavr], A. Ivanov’s Harbin Moths [Kharbinskie motylki], A. Volos’ Return to Panjrud [Vozvrashchenie v Pandzhrud]: in short, the novels that together represent a whole new layer of non-historical fiction.
    Ключевые слова / Keywords: А. Варламов, «Мысленный волк», современный русский роман, исторический роман, постмодернистская техника, A. Varlamov, modern Russian literature, historical novel, post-modernistic techniques.
    Фрагмент
    «Он создавался на полях, когда между фактами и моими представлениями об этих фактах случались конфликты. В биографиях я всегда уступал фактам однако было многое, что из этих фактов выламывалось и относилось в сторону романа. Он был как туман над твердой землей. Он вбирал в себя слухи, сплетни, недостоверные случаи, недостающие штрихи, кем-то не законченные вещи, вообще всю зыбкость и неясность прошлой жизни», – так говорил А. Варламов о рождении «Мысленного волка», получившего в 2015 году «Студенческого Букера» [Варламов: 303].
    Новый роман Варламова об эпохе Серебряного века, вобрав в себя множество биографических фактов из жизни Михаила Пришвина, которые легли в основу первоначального замысла, многомысленный и синтетичный по своей документально-художественной природе, – получился скорее романом неисторическим. «Мысленного волка» можно поставить в один ряд с «Письмовником» М. Шишкина, «Лавром» Е. Водолазкина, «Харбинскими мотыльками» А. Иванова, «Возвращением в Панджруд» А. Волоса – романами, составившими пласт современной неисторической прозы.
    Писавшийся душным летом 2010 года о событиях не менее душного лета перед Первой мировой войной, охватывающий 1914-1918-й годы, роман полон рассуждений, в которых можно увидеть аналогии и параллели с современностью, хотя, как признается сам автор, изображать в романе сегодняшний день не входило в его намерения.
     «Мне представляется, что самые ощутимые корни нашего сегодняшнего бытия относятся к эпохе 100-летней давности, когда в головах людей зарождалась новая смута, революция. Собственно, о рождении революционной смуты в сознании наших предков и написан этот роман», – так определил авторские задачи Варламов [ «Мысленный волк»... 86-87].
    То, как накапливалось в мире зло, как зарождалась приведшая к войне смута в умах и душах людей, живших почти ровно столетие тому назад, показано на примере отдельных личностей. Механик Василий Комиссаров, писатель Павел Легкобытов, Вера Константиновна, Уля – Ульяна Комиссарова, Алексей...
     «Чувство хрупкого льда под ногами» – чувство, которое объединяет и передает внутреннее состояние всех этих людей, живших в начале XX века. Вырваться из его круговерти – об этом мечтают герои.
     «Мои родители поторопились. Как бы хорошо было родиться лет через сто. Или сейчас заснуть, например, чтоб ничего этого не видеть, убежать в сон, а потом проснуться. Ах, какая тогда настанет жизнь! Какая жизнь!» – говорит Уля, размышляя о том, как будут жить, одеваться и выглядеть люди в XXI веке.
    «Гадость будет еще большая, чем сейчас. Если о чем жалеть, так это о том, что мы не родились на сто лет раньше. Да и тогда тоже было скверно», – обращает в прах ее мечту Алеша.
    Само зарождение этой новой смуты в романе описано так:
    Шло время, и что-то стало меняться, мутиться в бесконечных пределах России, какая-то поначалу едва заметная трещина образовалась в этом целомудренном существе. Она случалась и прежде, но время тогда двигалось медленно, и трещинка успевала зарасти до того, как мысленный волк мог, сжавшись до размеров ящерки, через нее проникнуть. Однако по мере того, как ускорялось течение лет, становились короче минуты и часы, быстрее катилось по небу солнце и торопливей сменяли друг друга зимы и весны, трещина увеличивалась, не успевала затягиваться, волк грыз ее, расширял, заполнял собой, и среди людей, Россию населявших, все чаще появлялись умы нетерпеливые, не знающие жалости.
    Что же за зверь такой этот загадочный мысленный волк, помутивший сознание стольких людей и пожирающий время? Герой ли он – или морок, самообман, коллективный гипноз?
    «Мысленный волк – образ, возникший из молитвы перед причастием святого Иоанна Златоуста (“да не на мнозе удаляяйся общения Твоего, от мысленного волка звероуловлен буду”). В концепции писателя это зверь-искуситель, отравляющий сомнением, излишним умствованием, поиском смысла, подобным поиску жемчужины в куче отбросов – без возможности видеть, что драгоценность уже унес кто-то другой...» – читаем в рецензии, опубликованной в православном журнале «Фома» [Бахтман]. Однако «мысленный волк пришел ко мне сам», – замечает Варламов [Варламов: 303]. И пришел не сразу. По изначальному замыслу никакого волка не было. Была просто история Легкобытова (Пришвина) и Ули (Сони Ефимовой). Со временем эта история стала обрастать новыми сюжетными ходами, появились новые герои: Савелий Круд (Грин), Григорий Распутин... И мысленный волк пришел как образ эпохи, как дух, заполнив собой пространство.
    Он присутствует в романе с первых и до последних его страниц, каждый раз представая перед читателем в разных обличиях. Это не только страшный зверь, которого видит за окном маленькая девочка Уля, сидя на подоконнике. Это и «Нитщ» (так писатель транскрибирует имя Ницше, злого гения прошлого века), провозгласивший смерть Бога, пленительные сверхчеловеческие идеи которого покоряют отца Ули, механика Василия Христофоровича Комиссарова, грезившего о звездах и покорении Вселенной. Звериное начало проявляется и в охотнике-публицисте Павле Легкобытове, увезшем Улю на лодке от влюбленного в нее Алексея, а потом, на охоте, серьезно ранившем героиню. Проступает оно и в Савелии Круде, дарящем Уле сапфир в обмен на пулю.
    Литература
    Бахтман В. Мысленный волк // Фома. 2015. № 6 (146). С. 89.
    Варламов А. Н. Мысленный волк // Текст и традиция. СПб.: Росток, 2015. № 3. С. 303-307.
    Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.
    «Мысленный волк» А. Варламова // Университетская книга. 2014. № 9. URL: http://www.unkniga.ru/face/3699-myslenniy-volk-alexeya-varlamova.html.
    Мельников Е. «Мысленный волк», Алексей Варламов // Интернет-газета newslab.ru. 2014. 22 июля. URL: http://newslab.ru/ article/600676.
 
    Bibliography
    Bakhtman V. Myslenniy volk [The Wolf of Souls] // Foma. 2015. Issue 6 (146). P. 89.
    Varlamov A. N. Myslenniy volk [The Wolf of Souls] // Tekst i traditsiya. St. Petersburg: Rostok, 2015. Issue 3. P. 303-307.
    Gurevich A. Y. Kategorii srednevekovoy kultury [Medieval Culture Categories]. Moscow: Iskusstvo, 1984.
    Myslenniy volk A. Varlamova [A. Varlamov’s The Wolf of Souls] // Universitetskaya kniga. 2014. Issue 9. URL: http://www.unkniga.ru/ face/3699-myslenniy-volk-alexeya-varlamova.html.
    Melnikov E. Myslenniy volk, Aleksey Varlamov [The Wolf of Souls, Aleksey Varlamov] // Internet Newspaper newslab.ru. 22 July, 2014. URL: http://newslab.ru/article/600676.