Содержание
Select year
 
Все журналы
2017 года
Номер 1
№ 1
Номер 2
№ 2
Номер 3
№ 3


Заголовок формируется программно
 

    Раздел: Литературное сегодня
    Рубрика: Метафизические мотивы в современной литературе
    Страницы: 102-113
    Автор: Мария Николаевна КРЫЛОВА, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных наук и иностранных языков Азово-Черноморского инженерного института Донского государственного аграрного университета. Сфера научных интересов – современный русский язык, современная литература, новые поэтические формы и жанры. Автор ряда статей по указанной проблематике. Email: krylovamn@inbox.ru.
    Author: Maria Nikolaevna KRYLOVA, Candidate of Philology, lecturer at the Department of Humanities and Modern Languages of Azovo-Chernomorskiy Engineering Institute of the Donskoy State Agricultural University. Academic interests include modern Russian language, modern literature, new poetic forms and genres. Author of multiple papers on the above listed subjects, publishes, among other journals, in Philology and Studies of Literature [Filologiya i literaturovedenie], Philology and A Man [Filologiya i chelovek], etc. Email: krylovamn@inbox.ru.
    Название: Жанр христианского постапокалипсиса. «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами» Юлии Вознесенской
    Title: Apocalyptic Christian Literature. ‘Cassandra’s Path, or Adventures With Macaroni [Put’ Kassandry, ili Priklyucheniya s makaronami]’ by Yulia Vosnesenskaya
    Аннотация: В статье анализируется роман православной писательницы Ю. Вознесенской «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами». Выясняется, что жанровая структура романа представляет собой сложное образование на основе жанров постапокалипсиса, путешествия, фантастики, фэнтези и сказки, которое можно определить как православное фэнтези. Для романа характерны разнообразие тем и проблем (темы любви и дружбы, семейных ценностей, религиозных смыслов, экологии, виртуальной реальности) и сложная нравственная проблематика, демонстрирующая авторское понимание происходящих в современном мире процессов как негативных и противоречащих христианству.
    Abstract: The novel Cassandra’s Path, or Adventures With Macaroni by the Russian Orthodox writer Yulia Voznesenskaya is examined in the article primarily across two dimensions: its meaning (the work is treated as a projection of the Christian attitude towards the current changes of a civilizational magnitude) and genre (the novel experiments with the form to achieve a stylistic fusion of the mass-market and spiritual literature). During this analysis, the author finds that the novel’s genre is a complex combination of the features typical of post-apocalyptic prose, travel memoir, science fiction, fantasy and fairy-tale, pointing to a genre defined as Orthodox Christian fantasy. The novel features a variety of themes and problems (love and friendship, family values, religious concepts, ecology, virtual reality), and its complicated moral agenda demonstrates that the novelist views the processes unfolding in the modern world as negative and unchristian.
    Ключевые слова / Keywords: Ю. Вознесенская, постапокалипсис, православное фэнтези, христианство, православие, Y. Voznesenskaya, post-apocalyptic, Orthodox Christian fantasy, Christianity, Russian Orthodox Christianity.
    Фрагмент
    Постапокалипсис – одна из любимых современным человеком фантазий. Представить, что будет после катастрофы, уничтожившей основы современного мира, оказалось для представителя нашей цивилизации гораздо интереснее, чем вообразить, к примеру, саму катастрофу. Окруженный множеством запретов, загнанный в рамки ограничений, вынужденный каждое мгновение своей жизни действовать «по правилам», наш современник с удовольствием фантазирует по поводу того, что было бы, если бы правила в один момент исчезли и человек, во-первых, был вынужден бороться за свою жизнь, а во-вторых, оказался вправе делать что хочет.
    Постапокалиптические представления восходят к древней эсхатологии – учению о конце света, представленному в Библии и других религиозных книгах, в античной философии, в скандинавских, ацтекских и зороастрийских мифах и т. д., – и развиваются на всем протяжении истории цивилизации. Однако если в классической эсхатологии основной мотив – это конец мира, для постапокалипсиса важнее оказывается «жизнь после смерти», то есть выживание оставшихся после катастрофы людей в полностью и навсегда изменившемся мире.
    Сегодня постапокалипсис стал особенно актуальным «на фоне мирового кризиса, укрепляющего эсхатологические настроения» [Якимова: 272]. В современной русской литературе, особенно жанровой, наблюдается бум постапокалиптических, антиутопических сюжетов. Можно даже говорить о становлении жанра постапокалипсиса (постапокалиптики) как синкретичного жанра, представленного рассказами, повестями и романами. В свою очередь, внутри жанра постапокалипсиса наметилось несколько разновидностей, связанных с тем, каким именно представляется писателям конец цивилизации. В частности, весьма распространенным стал зомби-апокалипсис, который повествует о превращении основной массы людей в зомби и борьбе с ними оставшихся жителей планеты; развивается постапокалиптический проект «S.T.A.L.K.E.R.», вызванный к жизни «Пикником на обочине» братьев Стругацких и суперпопулярной серией компьютерных игр «S.T.A.L.K.E.R.». Среди относительно новых постапокалиптических произведений можно назвать «Атомный сон» и «Поезд в Теплый край» С. Лукьяненко, «Город Наверху» К. Булычева, «Кысь» Т. Толстой, «Магию» Л. Каганова, «Конец дороги» Д. Глуховского и др.
    К этому жанру принадлежит и роман православной писательницы Ю. Вознесенской «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами», опубликованный в 2002 году. Название романа отражает сочетание в нем нескольких жанровых элементов – а именно постапокалипсиса и травелога: героиня, Кассандра, именно в своем путешествии с макаронами (цель поездки – развезти макароны по монастырям, где из них будут делать муку и печь просфоры) трансформируется, проходит личностную эволюцию. С каждым километром пути меняется характер и мировоззрение Кассандры.
    Юлия Вознесенская (1940-2015) – поэт и писатель православного направления. Крещенная уже во взрослом возрасте (в 33 года), она приняла религиозные постулаты и религиозное представление об устройстве мира. Наиболее известные ее книги: «Мои посмертные приключения» (2001), детская трилогия о приключениях сестер-близняшек Юлии и Анны (2004-2007), «Паломничество Ланселота» (2004) – посвящены пропаганде христианских идей, в том числе среди детей и молодежи.
    Творчество Вознесенской довольно активно исследуется: ученые анализируют специфику воплощения писательницей дантовской традиции [Беднова]; на примере книг Вознесенской реконструируют особенности современной православной литературы [Бойко], обнаруживают точки соприкосновения жанров фэнтези и утопии у Вознесенской и ряда других авторов [Хоруженко]. Исследователи обращают внимание на оригинальность авторской концепции, яркий язык и жанровую специфику. Стал предметом рассмотрения ученых и роман «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами»: О. Скляров анализирует элементы массовой культуры в романе [Скляров]; И. Аванесян уделяет внимание жанровой специфике текста [Аванесян]; Е. Белоглазова рассматривает особенности переосмысления в романе мифологического сюжета [Белоглазова].
    В книге «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами» особенно оригинален зачин: повествование вначале переносит читателя во времена короля Артура. Создается впечатление, что перед нами историческое фэнтези с соответствующими героями, среди которых – Ланселот Озерный, Парсифаль, а также мифические персонажи – единорог Индрик, дракон Фафнир. Повествование ведется от лица «юной девственницы Кассандры». Однако действие только кажется волшебным: на самом деле это виртуальная реальность, где герои сами выстраивают свой мифический мир. Героиня выходит из виртуальной действительности (по замыслу автора, она именуется в этом мире Реальностью) в настоящую реальность (которая обозначена как быт), и мы окунаемся в будущее, да еще и в постапокалиптическое. О прошлом (настоящем для нас) героиня рассуждает так: «Мир Реальности тогда еще не был создан, и люди довольствовались его жалкими предтечами – кино, театром и телевидением».
    Литература
    Аванесян И. Б. Роман Ю. Вознесенской «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами» как антиутопия // Система ценностей современного общества. 2009. № 5.1. С. 75-79.
    Беднова Е. В. Дантовская традиция и христианский контекст романного творчества Ю. Н. Вознесенской // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 13-27.
    Белоглазова Е. А. Специфика переосмысления мифологического сюжета в романе Ю. Вознесенской «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами» // Жанр. Стиль. Образ. Актуальные вопросы современной филологии: Межвуз. сб. стат. Киров: Университет-Плюс, 2016. С. 43-46.
    Бойко С. С. Для бессмертных: инструкции. Православная книга сегодня // Вопросы литературы. 2014. № 5. С. 61-88.
    Скляров О. Н. О масскультных элементах в прозе Ю. Н. Вознесенской (на материале книг «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами» и «Паломничество Ланселота») // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Серия 3: Филология. 2007. № 2 (8). С. 142-172.
    Хоруженко Т. И. Утопический дискурс в фэнтези (к постановке проблемы) // Филологический класс. 2013. № 3 (33). С. 128-131.
    Якимова Е. Г. К вопросу об эволюции метафизики эсхатологии // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Серия: Философия. Социология. Право. 2011. № 8. С. 272-282.
 
    Bibliography
    Avanesyan I. B. Roman Y. Voznesenskoy Put’ Kassandry, ili Priklyucheniya s makaronami kak antiutopiya [Novel by Y. Voznesenskaya Kassandra’s Path, or Adventures with Macaroni as an Anti-Utopia] // Sistema tsennostey sovremennogo obshchestva. 2009. Issue 5.1. P. 75-79.
    Bednova E. V. Dantovskaya traditsiya i khristianskiy kontekst romannogo tvorchestva Y. N. Voznesenskoy [Dante’s Tradition and Christian Context in Y. N. Voznesenskaya’s Novel Works] // Sovremennie problemy nauki i obrazovaniya. 2014. Issue 6. P. 13-27.
    Beloglazova E. A. Spetsifika pereosmysleniya mifologicheskogo syuzheta v romane Y. Voznesenskoy Put’ Kassandry, ili Priklyucheniya s makaronami [Specific Character of Rethinking Mythological Subjects in Y. Voznesenskaya’s Kassandra’s Path, or Adventures with Macaroni] // Zhanr. Stil. Obraz. Aktualnie voprosy sovremennoy filologii [Genre. Style. Image. Current Issues of Contemporary Philology]: Mezhvuz. sb. st. Kirov: Universitet-Plus, 2016. P. 43-46.
    Boyko S. S. Dlya bessmertnykh: instruktsii. Pravoslavnaya kniga segodnya [For Immortals: Directions. Orthodox Book Today] // Voprosy literatury. 2014. Issue 5. P. 61-88.
    Khoruzhenko T. I. Utopicheskiy diskurs v fentezi (k postanovke problemy) [Utopic Discourse in Fantasy (Setting a Problem)] // Filologicheskiy klass. 2013. Issue 3 (33). P. 128-131.
    Sklyarov O. N. O masskultnykh elementakh v proze Y. N. Voznesenskoy (na materiale knig Put’ Kassandry, ili Priklyucheniya s makaronami i Palomnichestvo Lancelola [Upon Mass-Cultural Elements in Prose by Y. N. Voznesenskaya (as Exemplified in Books Kassandra’s Path, or Adventures with Macaroni and Launcelot’s Pilgrimage)] // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo un-ta. Series 3: Philology. 2007. Issue 2 (8). P. 142-172.
    Yakimova E. G. K voprosu ob evolyutsii metafiziki eskhatologii [Regarding the Matter of the Eschatology’s Metaphysics] // Nauchnie vedomosti Belgorodskogo gos. un-ta. Philosophy, Social Studies, Law Series. 2011. Issue 8. P. 272-282.