Содержание
Select year
 
Все журналы
2017 года
Номер 1
№ 1
Номер 2
№ 2
Номер 3
№ 3
Номер 4
№ 4


Заголовок формируется программно
 

    Раздел: Заметки. Реплики. Отклики
    Страницы: 373-377
    Автор: Анушаван Азарапетович ЗАКАРЯН, доктор филологических наук, критик, филолог, заместитель главного редактора и ответственный секретарь «Историко-филологического журнала» НАН РА. Сфера научных интересов – история Армении начала XX века, русско-армянские историко-культурные связи. Автор книг «Трагедия армянского народа в оценке русских литераторов» (2003), «Тифлисский “Цех поэтов” Сергея Городецкого и сборник “Акмэ”» (2011) и др., а также множества статей по указанной проблематике. Email: patmhandes@rambler.ru.
    Author: Anushavan Azarapetovich ZAKARYAN, Doctor of Philology, critic, philologist, Deputy Editor-in-Chief and Secretary of The Journal of History and Philology of the Armenian National Academy of Sciences. His academic interests include Armenian history of the early 20th century, the historical and cultural relations between Russia and Armenia. The author of The Tragedy of Armenian People as Seen by the Russian Writers [Tragediya armyanskogo naroda v otsenke russkikh literatorov] (2003), Sergey Gorodesky’s Tiflis-Based Poets’ Workshop and the ‘Acme’ Collection of Poems [Tiflisskiy Tsekh Poetov Sergeya Gorodetskogo i sbornik ‘Akme’] (2011), and other books, as well as of numerous papers on the above listed topics. Email: patmhandes@rambler.ru.
    Название: Сергей Городецкий в Западной Армении и в Закавказье
    Title: Sergey Gorodetsky in Western Armenia and Transcaucasia
    Аннотация: В статье рассказывается о филантропической деятельности С. Городецкого в период Первой мировой войны в Западной Армении. Освещаются контакты поэта с творческой интеллигенцией Армении, а также соответствующий этап его творчества. Всей своей деятельностью С. Городецкий способствовал культурному развитию края.
    Abstract: The article examines the philanthropic activities of S. Gorodetsky in Western Armenia during World War I. The eminent poet, journalist and translator was sent to Western Armenia on the Caucasus Front in April 1916 as a representative of the All-Russian Union of Towns and a correspondent for Russkoe Slovo. He organized medical aid to Armenian refugees in the towns of Van, Igdir and Bayazet, saved hundreds of children from death by starvation and opened shelters. The author highlights the link between Gorodetsky’s charity work and his artistic output, the former having an impact on his poetry (Songs of Paradise [Pesni raya]), his articles and sketches (In the Land of Streams and Volcanoes [V strane ruchiev i vulkanov]) and his decision to learn Armenian. Gorodetsky’s contacts with Armenia’s creative intelligentsia, particularly his association with H. Tumanyan, also come under the spotlight. There is a great deal of evidence to show that, in everything he did, Gorodetsky promoted the region’s cultural development as with the Poets’ Workshop he set up and ran in Tiflis, the Acme collection he published and the lectures he gave in Armenia.
    Ключевые слова / Keywords: С. Городецкий, О. Туманян, Западная Армения, Ван, Тифлис, Ереван, Батуми, «Цех поэтов», «Ангел Армении», «Акмэ», S. Gorodetsky, H. Tumanyan, Angel of Armenia [Angel Armenii], the Acme collection [Akme], Poets’ Workshop, Western Armenia, Van, Tiflis, Yerevan, Batumi.
    Фрагмент
    Среди русских общественно-политических, военных, литературно-культурных деятелей, работавших в Западной Армении и в Закавказье в период Первой мировой войны и в последующие годы, особого внимания заслуживает видный поэт, писатель, публицист, переводчик и общественный деятель Сергей Городецкий (1884-1967).
    В начале апреля 1916 года русский поэт, член Всероссийского союза городов и корреспондент «Русского слова» был направлен на Кавказский фронт. 10-12 апреля в тифлисском отделении Союза городов он получил назначение на работу в Ван. В это же время Городецкий случайно встретился с великим армянским поэтом Ованесом Туманяном. Знакомство и сближение с ним и предопределило характер деятельности Городецкого в Западной Армении. 20 апреля он выехал в Ван в качестве представителя Союза городов от района Атрпатакан и развернул активную работу по спасению сирот. После июльского отступления русской армии побывал в Игдире, Баязете, Тифлисе и Ереване. 22 сентября он вновь прибывает в Ван и до ноября того же года заменяет здесь представителя Союза городов. Поэт организовывает снабжение населения продовольствием, медицинскую помощь беженцам, спасает от смерти и голода сотни детей, открывает приюты.
    Западная Армения – «страна художественного быта», чарующая своей природой, древней материальной и духовной культурой, – с первых же дней покорила поэта. Под непосредственным впечатлением от увиденных и пережитых трагедий Городецкий написал множество стихотворений («Песни рая» с эпиграфом «На небе рай, на земле Ван»), статей и очерков (под общим заглавием «В стране ручьев и вулканов»), которые были опубликованы в «Армянском вестнике», «Русском слове» и «Кавказском слове». Одновременно он изучал армянский язык. Написал он также ряд картин, запечатлевших прекрасную природу и архитектурные памятники Западной Армении.
    В начале ноября Городецкий повредил ногу и, в связи с отступлением русских войск, выехал в Тифлис, а затем, для лечения ноги, – в Петербург. В феврале 1917 года он вновь в Тифлисе, откуда направляется в Персию, в действующую армию. В эти дни он в третий, последний, раз побывал в Ване, ставшем для него своего рода священным местом. События в Западной Армении побудили русского поэта к переоценке ценностей. Спустя годы Городецкий отмечал, что деятельность в Ване считает одним из важнейших этапов своей жизни.
    С весны 1917 года Городецкий жил в Тифлисе, где работал в консерватории, читал лекции по эстетике, одновременно возглавлял отдел литературы и искусства в газете «Kавказское слово», работал в Театральной комиссии при исполкоме рабочих и солдат. В Тифлисе поэт активно содействовал культурному просвещению края, интернациональному воспитанию и сближению народов России. Особо надо подчеркнуть, что в 1918 году, не прекращая читать лекции и писать статьи, он организует выставки «Детское творчество», «Ван – Эрзрум – Трапизон», издает альманах «Райский орленок», редактирует журнал «Арс». При непосредственном участии Городецкого в 1919 году издаются журналы «Нарт», «Орион», «Радуга», газета «Новый день».
    В эти годы деятельность Городецкого была связана с созданным и возглавляемым им «Цехом поэтов». Цех был одним из отделений объединения «Артистериум», сoздaнного в конце марта 1918-го при журнале «Арс». Учредительное заседание Цеха состоялось 12 апреля 1918 года. Участники собирались каждую среду, читали свои произведения, слушали интересные лекции на разнообразные литературные темы. Особый интерес вызвали чтения и обсуждения поэзии А. Блока, в частности поэмы «Двенадцать», и заседание, посвященное О. Туманяну. На «средах» всегда было многолюдно: кроме самих участников, бывали и гости – профессор консерватории Ф. Гартман, музыкант Н. Черепнин, грузинские поэты Т. Табидзе, П. Яшвили, В. Гаприндашвили, тифлисские футуристы во главе с А. Крученых. Есть интересные сведения об участии в этих встречах О. Туманяна. В конце апреля 1919 года усилиями Городецкого был издан первый поэтический сборник членов Цеха под названием «Акмэ». Книга включала произведения 22 поэтов. Подавляющее большинство вошедших в сборник стихов проникнуто гуманизмом, стремлением к добру и красоте, взаимопониманию и дружбе между людьми; выделяются произведения С. Городецкого и А. Кулебякина, направленные против войны и насилия.
    В начале марта 1918 года написанные в Западной Армении стихотворения поэта были изданы отдельной книжкой – «Ангел Армении», куда вошли и новые сочинения. Одновременно в тифлисской печати Городецкий выступал с многочисленными художественно-критическими статьями об изобразительном искусстве, посвященными, в частности, выставкам Союза армянских художников (1917 и 1919 годов).
    Живя в Тифлисе, Городецкий знакомится также с армянской культурой, общается с армянской интеллигенцией, особенно с Туманяном. В феврале – марте 1919 года русский поэт принимает самое активное и непосредственное участие в организации празднования 50-летнего юбилея Туманяна, а также в праздновании юбилеев Д. Варужана, О. Абеляна, Н. Корганова, памяти ашуга Дживани посвящает статью.
    Не было буквально ни одного вопроса, затрагивающего жизненные интересы армянского народа, который бы не был поднят Городецким, ни одного примечательного события, которое не нашло бы отражения в его публицистике. Свидетельство тому – пронизанные высоким публицистическим пафосом тематически целостные статьи («Ответ Ованесу Туманяну», «Ржавые перья», «Pro Armenia», «Новая рана», «Живое кладбище», «Немножко зубрологии», «Венок друзьям», «Бедствия Армении», «Карабах», «Последний крик» и др.).
    В эти же годы русский поэт посещает многие города Армении и Грузии. По приглашению «Литературно-художественного общества» Еревана 24 апреля 1919 года Городецкий из Тифлиса приехал на неделю в Ереван. Здесь для общественности города он 25 и 27 апреля прочитал лекции «Тени Вана» и «Современная армянская лирика». По возвращении Городецкий напечатал в газете «Кавказское слово» серию очерков «Путeшествие в Эривань». Как прочитанные лекции, так и опубликованная серия очерков свидетельствуют о большой любви русского поэта к армянскому народу и его культуре.
    В начале июля 1919 года Городецкий едет в Батуми. «Общество деятелей искусства» организует его доклад на тему «Искусство будущего и женщина». 14 июля в зале Общественного собрания русский поэт прочитал лекцию «Армянский вопрос». Этот доклад планировалось также организовать в Трапезунде (инициатором выступил Армянский клуб). В дни пребывания Городецкого в Батуми армянское издательство города подготовило к печати на русском языке литературный сборник «Джейран» под его редакцией. Сборник вышел в свет в конце сентября.
    В начале октября того же года Городецкий переезжает в Баку. Здесь он налаживает связи с представителями армянской общественности. Живя в Баку, русский поэт время от времени бывает в Тифлисе, общается с армянскими деятелями литературы и искусства.
    В середине 1921 года Городецкий переезжает в Москву, однако до конца жизни поддерживает теплые, сердечные отношения с представителями творческой интеллигенции Армении.
    Всей своей деятельностью Городецкий оставил в благодарной памяти поколений доброе имя подлинного друга армян в тяжелое для них время...