Содержание
Select year
 
Все журналы
2017 года
Номер 1
№ 1
Номер 2
№ 2
Номер 3
№ 3
Номер 4
№ 4
Номер 5
№ 5


Заголовок формируется программно
 

    Раздел: Политический дискурс
    Страницы: 63-94
    Автор: Владимир Васильевич ПЕРХИН, литературовед, доктор филологических наук, профессор кафедры истории журналистики СПбГУ. Сфера научных интересов – история русской литературы, литературно-художественной критики и журналистики первой половины ХХ века. Автор и составитель ряда книг, в числе которых «“Открывать красоты и недостатки...” Литературная критика от рецензии до некролога. Серебряный век» (2001), «История журналистики Русского зарубежья ХХ века. Конец 1910-х – начало 1990-х годов. Хрестоматия» (2011). Email: perhin-vlad@yandex.ru.
    Author: Vladimir Vasilievich PERKHIN, literary critic, Doctor of Philology, Professor at the Department of the History of Journalism at St. Petersburg State University. Research interests: the history of Russian literature, literary and art criticism and journalism in the first half of the 20th century. Author and editor of a number of books including ‘To Reveal Merits and Drawbacks...’ Literary Criticism from a Critical Review to Necrology. Silver Age [ ‘Otkryvat’ krasoty i nedostatki...’ Literaturnaya kritika ot retsenzii do nekrologa. Serebryaniy vek] (2001), History of Russian Émigré Journalism in the 20th Century. The end of the 1910s – the beginning of the 1990s. Anthology [Istoriya zhurnalistiki Russkogo zarubezhiya XX veka. Konets 1910-h – nachalo 1990-h godov. Khrestomatiya] (2011). Email: perhin-vlad@yandex.ru.
    Название: Андрей Платонов и Лазарь Каганович. История неосуществленного замысла
    Title: Andrey Platonov and Lazar Kaganovich. History of a Project Never Carried Out
    Аннотация: В центре статьи – впервые публикуемое письмо А. Платонова 1936 года с предложением профинансировать создание художественного произведения на основе жизни и деятельности Л. Кагановича. Охарактеризованы исторические и личные обстоятельства, предшествующие письму и предопределившие выбор персонажа. Показано двойственное отношение писателя к личности народного комиссара, а также изменение платоновского замысла и трактовки личности наркома по мере накопления знаний о нем в годы «большого террора».
    Abstract: The article focuses on A. Platonov’s first published letter of 1936 which suggests financing the creation of a fiction book based on Lazar Kaganovich’s life and work. The historical and personal context introduces both the letter and the selection of characters. The writer’s mixed feelings toward the People’s Commissar’s are obvious, while the nature of artistic design, which is genetically related to the romantic aesthetic, is demonstrated in particular in the principle of free treatment of nature. Platonov’s approaches are clearly incompatible with current ways in which state leaders are depicted, and as such have predetermined political editors’ negative attitudes to his screenplay Inspiration [Voodushevlenie], in which the aesthetic principles stated in the letter are successfully realized. Platonov’s intentions and his representation of the persona of the People’s Commissar are retraced throughout the accumulation of knowledge about him during the years of the Great Purge.
    Ключевые слова / Keywords: А. Платонов, Л. Каганович, государство, романтизм, Э. Гофман, рассказ «Бессмертие», киносценарий «Воодушевление», A. Platonov, L. Kaganovich, E. Goffman, short story Immortality [Bessmertie], screenplay Inspiration [Voodushevlenie], romanticism, state.
    Фрагмент
    Об интересе Андрея Платонова к личности народного комиссара путей сообщения СССР Л. Кагановича известно по рассказу «Бессмертие». После его завершения писатель задумал написать на основе жизни и деятельности наркома «небольшое по размерам литературное произведение». Об этом свидетельствует публикуемое ниже письмо Платонова в редакцию книжной серии «Две пятилетки» от 4 апреля 1936 года. Содержание письма многослойно, для его понимания необходимо сначала обратиться к истории этого сюжета.
    Как известно, в первой половине 1930-х годов отдельные деятели и организации пытались добиться от Платонова создания произведения, соответствующего требованиям авторитарной эстетики. Главное средство воздействия – отказ журналов и издательств от публикации его новых работ. Осенью 1932 года Платонов писал Сталину:
    При деловых отношениях со мной люди всегда вспоминают «Впрок» и то, что вами эта вещь оценена резко отрицательно
    Коротко говоря, никто никогда теперь не решится опубликовать что-либо написанное мною, поскольку существует убеждение, что вы относитесь ко мне отрицательно [Платонов: 328].
    Платонов просил «дать указание о постановке» пьесы «Высокое напряжение», о «содействии к разрешению» ее на сцене Московского драматического театра (б. Корша). Вероятно, он учитывал, что в 1930 году Сталин «спас» [Толстой: 262] постановку пьесы А. Толстого о Петре Первом в МХТ 2-м, которую рапповские критики осуждали за «сменовеховскую» попытку строить «непрерывную историю России с Октябрьским периодом». Знали в писательских кругах и о роли Сталина в судьбе М. Булгакова и его пьесы «Дни Турбиных».
    Однако платоновское письмо осталось без ответа. Произведениям Платонова не давали хода с весны 1931-го до весны 1934-го, когда в журнале «30 дней» появился рассказ «Любовь к дальнему». Осенью журнал «Красная новь» напечатал рассказ «Такыр». Но в январе 1935 года газета «Правда» осмеяла это произведение. И сразу «два журнала не стали печатать уже набранные рассказы Андрея Платонова» [Корниенко 2005: 736]. Узнав об этом, заведующий Отделом литературы и искусства «Правды» Л. Субоцкий сказал, что газета «вовсе не имела в виду изгнать Платонова из печати» [Корниенко 2005: 736]. Вероятно, так оно и было, но среди редакторов утвердился обычай не доверять тому, кого в «Правде» оценивают отрицательно. Они-то понимали, что критикой и запретами надо добиваться того, чтобы Платонов изменил свой взгляд на мир. Этот замысел раскрыл первый секретарь Союза советских писателей А. Щербаков. В марте 1935 года в речи на заседании пленума Союза он осудил «философию обреченности людей и культуры», которая, по его мнению, «проведена» в рассказе, и напомнил о «Впрок», где Платонов «с кулацких позиций обстреливал индустриализацию, коллективизацию» [Второй Пленум...]. Этот руководитель хотел, чтобы Платонов «подравнялся под общий фронт советской литературы» [Второй Пленум...]. С трибуны он предупредил: «...иначе читатель просто забудет вас». Было понятно, что Платонова могут снова не печатать.
    Публичную проработку Щербаков дополнил воздействием на писателя близких ему людей. Он поручил эту миссию, в частности, В. Шкловскому, который написал автору «Такыра» письмо с разбором рассказа, его «безнадежной» философии, используя при этом частично аргументы из речи Щербакова. Шкловский хотел, чтобы Платонов показывал «радость жизни», был «оптиком» [Перхин: 210]. Другой судья, член редколлегии журнала «Литературный критик» К. Зелинский, возможно, по своей инициативе, прослушав у себя в квартире рассказ «Фро», объявил его «несвоевременным». В тот день у автора «Фро» был спутник – Лев Озеров, который позднее вспоминал в стихотворении «Платонов»[1]:
    Долго бродим по Москве.
    Много машин,
    А какие из них
    «Черные вороны»,
    Мы не знаем
    И не говорим об этом,
    Но знаем, что думаем оба
    Об этом.
    Кажется, сама московская атмосфера середины 1930-х годов оказывала на писателей давление.
    Атаку Щербакова, если верить осведомителю НКВД, Платонов воспринял спокойно, даже с юмором: «Меня покрыл Щербаков за Такыр» [А. Платонов в документах... 859]. Возможно, потому, что ему стало известно, что в июньском номере «Литературного критика» за 1935 год «все же идет положительная статья обо мне...» [Архив... 519][2]. В том же месяце писателю сказали, что им «интересовался Сталин в благожелательном смысле» [Архив... 528]. Платонов в это верил. Оглядка на Сталина характерна: тогдашнего Платонова нельзя отделить от множества людей авторитарной эпохи, приученных пропагандой ориентироваться на Сталина и его слово. Известно, как в апреле 1936 года Б. Пастернак и К. Чуковский вместе с участниками комсомольского съезда восхищались Сталиным: «Видеть его – просто видеть – для всех нас было счастьем Пастернак шептал мне все время восторженные слова, а я ему...» [Чуковский: 141].
    Требование власти «слушаться», сменить индивидуальный стиль и героев творчества было столь неумолимым, что Пастернак, например, в 1935 году перевел стихи Т. Табидзе о Сталине, а 1 января 1936 года напечатал о нем же свои «Два стихотворения». Об этой перестройке поэт сообщал родителям: «Ничего из того, что я написал, не существует я спешно переделываю себя» [Пастернак: 757]. И далее объяснял сущность происшедших изменений: «Я стал частицей своего времени и государства, и его интересы стали моими» [Пастернак: 758].
    Аналогичный поворот в своем творчестве сделал Платонов, написав рассказ «Бессмертие», где изобразил «народного комиссара» и политического деятеля в лестном освещении. Но все-таки желание польстить не могло быть у Платонова главным стимулом. Чтобы ответить на вопрос, чем привлекла писателя личность Кагановича, надо посмотреть газеты весны 1935 года. Апрель и особенно май, время пуска Московского метрополитена, были для Кагановича триумфальными. Его многочисленные портреты во всех газетах, как правило, рядом со Сталиным и в окружении рабочих, не могли не привлекать внимание и пробуждали позитивное отношение к этому человеку. Я бы сказал, что обаяние этих фотографий сохраняет свое воздействие и поныне. Выступая на открытии метро, Каганович говорил вполне реальные вещи, которые могли только вызывать интерес и усиливать симпатию к руководителю этого строительства:
    Метрополитены в капиталистических странах строятся мрачные, однообразные, унылые Социалистическое государство может позволить себе постройку для народа сооружения, которое стоит дороже, но зато дает удобства, лучшее самочувствие, художественное наслаждение населению. Мы хотим, чтобы это сооружение, которое больше, чем какой-либо другой дворец, театр, обслуживает миллионы людей, – чтобы это сооружение поднимало дух человека, облегчало его жизнь, доставляло ему отдых, удовольствие [Победа... 3].
    В этой речи было политически неизбежное в те годы противопоставление советской страны западным государствам, но есть и бесспорное проявление заботы о человеке. Каганович и стоящая за ним власть представали в истории с метрополитеном реально гуманными. Зная «пролетарскую» сущность Платонова, можно не сомневаться, что ему это импонировало. Тема заботы о человеке, прозвучавшая в речи Кагановича, отразилась в рассказе «Бессмертие», но, конечно, не столь прямолинейно и схематично, а с платоновским ощущением этой стороны жизни в 1935 году.
    Литература
    Андрей Платонов в документах ОГПУ – НКВД – НКГБ. 1930-1945 / Публикация В. Гончарова и В. Нехотина // «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. Вып. 4. Юбилейный / Ред.-сост. Н. В. Корниенко. М.: ИМЛИ РАН, 2000. С. 848-884.
    Архив А. П. Платонова. Кн. 1 / Отв. ред. Н. В. Корниенко. М.: ИМЛИ РАН, 2009.
    Вильданова Т. В. Предметы-символы в русской крестьянской трапезе и их обрядовый смысл // Народное искусство. Русская традиционная культура и православие XVIII-XXI вв. Традиции и современность / Под ред. М. А. Некрасовой. М.: Союз Дизайн, 2013. С. 439-458.
    Второй Пленум Союза писателей СССР. Речь А. С. Щербакова // Литературная газета. 1935. 10 марта.
    Выступление В. П. Ставского на общемосковском собрании писателей «О формализме и натурализме в литературе» // Между молотом и наковальней. Союз советских писателей СССР. Документы и материалы. Т. 1. 1925 – июнь 1941 г. / Рук. коллектива Т. М. Горяева. М.: РОССПЭН, 2010. С. 460-475.
    Гофман Э. Т. А. Церковь иезуитов в Г. // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. Собрание текстов / Вступ. ст. и общ. ред. проф. А. С. Дмитриева. М.: МГУ, 1980. С. 192-193.
    Гурьев А. Владикавказский вагоноремонтный завод им. С. М. Кирова. Сто лет вместе с отраслью и страной // URL: http://guryevandrey.narod.ru/VVRS/100_let_150_249.pdf.
    Знатные люди железнодорожной державы. [Автор текста, редактор не указаны.] М., 1936.
    К итогам дискуссии // Литературный критик. 1936. № 5. С. 3-14.
    Каганович Л. М. Памятные записки рабочего, коммуниста-большевика, профсоюзного, партийного и советско-государственного работника. М.: ВАГРИУС, 2003.
    Корниенко Н. «Размышления читателя»: Николай Никитин – рецензент рассказа «Такыр» // «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. Вып. 5 / Ред.-сост. Н. В. Корниенко. М.: ИМЛИ РАН, 2005. С. 727-737.
    Корниенко Н. В. Комментарий // Платонов А. П. Дураки на периферии. Пьесы и сценарии / Сост. и коммент. Н. В. Корниенко. М.: Время, 2011. С. 681-733.
    Крушение на Северокавказской дороге // Правда. 1935. 10 июня.
    Крушение поездов на станции Георгиевск // Правда. 1935. 6 августа.
    Московская Д. С. «Несчастный случай на производстве...» Владимир Маяковский в событиях и образах пьесы Андрея Платонова «Высокое напряжение» // Творчество В. В. Маяковского. Вып. 2. Проблемы текстологии и библиографии. М.: ИМЛИ РАН, 2014. С. 279-301.
    О хороших рассказах и редакторской рутине // Литературный критик. 1936. № 8. С. 106-113.
    Пастернак Б. Л. Полн. собр. соч. и писем. Т. 8. Письма. 1927-1934. М.: Слово, 2005.
    Перхин В. В. Андрей Платонов весной 1935 года (по поводу письма В. Б. Шкловского к писателю) // Stephanos. 2014. № 2 (4). С. 205-212.
    Платонов А. П. «...я прожил жизнь»: Письма. 1920-1950 гг. / Сост., вступ. ст., коммент. Н. В. Корниенко и др. М.: АСТ, 2014.
    Победа метрополитена – победа социализма. Речь тов. Л. М. Кагановича на торжественном заседании, посвященном пуску метрополитена 14 мая 1935 г. // Комсомольская правда. 1935. 20 мая.
    Реабилитация. Политические процессы 30-50-х годов / Под общ. ред. А. Н. Яковлева. М.: Изд. политической литературы, 1991.
    Рощин Я. «Люди железнодорожной державы» // Литературная газета. 1936. 15 июля.
    Сац И. Художественная проза в «Красной нови» (№№ 1-12 за 1934 г.) // Литературный критик. 1935. № 6. С. 200-203.
    Сланская М., Небогин О. Приговор выносит время // Московская правда. 1989. 23 мая.
    Совещание в Союзе писателей. Чтение и обсуждение рассказа А. Платонова «Среди животных и растений» / Публ., вступ. и примеч. Н. Корниенко // Андрей Платонов: Воспоминания современников: Материалы к биографии. Сборник / Сост., подгот. текстов и примеч. Н. В. Корниенко и Е. Д. Шубиной. М.: Современный писатель, 1994. С. 327-347.
    Совещание писателей – авторов тома «Родина» // Правда. 1936. 12 апреля.
    Соловьев В. С. [Предисловие к сказке из новых времен Э. Т. В. Гофмана «Золотой горшок»] // Огонек. 1880. Т. III. № 1. С. 460.
    Сопляченко К. М. Восемь героических эпизодов. Рассказы старого машиниста о предотвращенных крушениях / Записано М. Утиным. М.: Изд. газеты «Гудок», 1935.
    Сталин и Каганович. Переписка. 1931-1936 / Сост. О. В. Хлевнюк, Р. У. Дэвис, Л. П. Кошелева, Э. Л. Рис, Л. А. Роговая. М.: РОССПЭН, 2001.
    Толстой А. Н. О литературе и искусстве. Очерки, статьи, выступления, беседы, заметки, записные книжки, письма / Сост. Ю. М. Оклянский, Н. В. Лихова. М.: Советский писатель, 1984.
    Фромм Э. Бегство от свободы. М.: ПРОГРЕСС, 1990.
    Чуковский К. Дневник (1930-1969) / Сост., подгот. текста, коммент. Е. Ц. Чуковской. М.: Современный писатель, 1995.
    Bibliography
    Andrey Platonov v dokumentakh OGPU – NKVD – NKGB. 1930-1945 [Andrey Platonov in the Documents of the Joint State Political Directorate – People’s Commissariat of Internal Affairs – People’s Commissariat for State Security. 1930-1945] / Publication by V. Goncharov and V. Nekhotin // Strana filosofov Andreya Platonova: problemy tvorchestva [Philosophers’ World by Andrey Platonov: issues in his works]. Issue 4. Yubileyniy / Ed. N. V. Kornienko. Moscow: IMLI RAN, 2000. P. 848-884.
    Arkhiv A. P. Platonova [A. P. Platonov’s Archive]. Book 1 / Editor-in-chief N. V. Kornienko. Moscow: IMLI RAN, 2009.
    Chukovsky K. Dnevnik [Diary] (1930-1969) / Ed., text preparation, comments by E. Ts. Chukovskaya. Moscow: Sovremenniy pisatel, 1995.
    Fromm E. Begstvo ot svobody [Escaping Freedom]. Moscow: PROGRESS, 1990.
    Guriev A. Vladikavkazskiy vagonoremontniy zavod im. S. M. Kirova. Sto let vmeste s otraslyu i stranoy [Vladikavkaz Car-Repair Plant named after S. M. Kirov. One Hundred Years Together with the Branch and the Country] // URL: http://guryevandrey.narod.ru/ VVRS/100_let_150_249.pdf.
    Hoffmann E. T. W. Tserkov’ iezuitov v G. [Jesuits Church in G.] // Literaturnie manifesty zapadnoevropeyskikh romantikov [Literary Manifestos of West-European Romanticists]. Collected works / Introduction and ed. by Prof. A. S. Dmitrieva. Moscow: MSU, 1980. P. 192-193.
    K itogam diskussii [On the Results of the Discussion] // Literaturniy kritik. 1936. Issue 5. P. 3-14.
    Kaganovich L. M. Pamyatnie zapiski rabochego, kommunista-bolshevika, profsoyuznogo, partiynogo i sovetsko-gosudarstvennogo rabotnika [Memoirs of the Worker, Communist Bolshevik, Trade Union, Party and Soviet State Official]. Moscow: VAGRIUS, 2003.
    Kornienko N. Razmyshleniya chitatelya: Nikolay Nikitin – retsenzent rasskaza Takyr [Reader’s Thoughts: Nikolay Nikitin as the Reviewer of the Short Story Takyr] // Strana filosofov Andreya Platonova: problemy tvorchestva [Philosophers’ World by Andrey Platonov: issues in his works]. Issue 5 / Ed. N. V. Kornienko. Moscow: IMLI RAN, 2005. P. 727-737.
    Kornienko N. V. Kommentarii [Comments] // Platonov A. P. Duraki na periferii. Piesy i stsenarii [Fools on the Fringes. Plays and Scripts] / Ed. and comments by N. V. Kornienko. Moscow: Vremya, 2011. P. 681-733.
    Krushenie na Severokavkazskoy doroge [Accident at the North Caucasian Railroad] // Pravda. 10 June, 1935.
    Krushenie poezdov na stantsii Georgievsk [Train Accident at the Station of Georgievsk] // Pravda. 6 August, 1935.
    Soveshanie v Soyuze pisateley. Chtenie i obsuzhdenie rasskaza A. Platonova Sredi zhivotnykh i rasteniy [Meeting in the Writers’ Union. Reading and Discussing A. Platonov’s Short Story Among Animals and Plants] / Publication, introduction and notes by N. Kornienko // Andrey Platonov: Vospominaniya sovremennikov: materialy k biografii [Andrey Platonov: Contemporaries Memoirs: Materials to Biography]. Collected works / Ed., text prep. and notes by N. V. Kornienko and E. D. Shubina. Moscow: Sovremenniy pisatel, 1994. P. 327-347.
    Moskovskaya D. S. Neschastniy sluchay na proizvodstve. Vladimir Mayakovsky v sobytiyakh i obrazakh piesy Andreya Platonova Vysokoe napryazhenie [Workplace Accident. Vladimir Mayakovsky in the Events and Images in Andrey Platonov’s Play High Tension] // Tvorchestvo V. V. Mayakovskogo [V. V. Mayakovsky’s Works]. Issue 2. Problemy tekstologii i bibliografii [Problems of Textology and Bibliography]. Moscow: IMLI RAN, 2014. P. 279-301.
    O khoroshikh rasskazakh i redaktorskoy rutine [On Good Short Stories and Editors’ Routine] // Literarurniy kritik. 1936. Issue 8. P. 106-113.
    Pasternak B. L. Complete works and letters. Vol. 8. Letters. 1927-1934. Moscow: Slovo, 2005.
    Perkhin V. V. Andrey Platonov vesnoy 1935 goda (po povodu pis’ma V. B. Shklovskogo k pisatelyu) [Andrey Platonov in the Spring of 1935 (On V. B. Shklovsky’s Letter to the Writer)] // Stephanos. 2014. Issue 2 (4). P. 205-212.
    Platonov A. P. ...ya prozhil zhizn’: Pis’ma. 1920-1950 gg. [...I Have Lived My Life: Letters. 1920-1950] / Ed., introduction, comments by N. V. Kornienko et al. Moscow: AST, 2014.
    Pobeda metropolitena – pobeda sotsializma [Metro’s Victory is the Victory of Socialism]. Speech by L. M. Kaganovich at the Ceremonial Meeting Dedicated to Metro Launching on May 14, 1935 // Komsomolskaya pravda. 20 May, 1935.
    Reabilitatsiya. Politicheskie protsessy 30-50-h godov [Rehabilitation. Political processes in 30-50s] / Ed.-in-chief A. N. Yakovleva. Moscow: Izd. politicheskoy literatury, 1991.
    Report by V. P. Stavsky at the All-Moscow Meeting of the Writers O formalizme i naturalizme v literature [On Formalism and Naturalism in Literature] // Mezhdu molotom i nakovalney. Soyuz sovetskikh pisateley SSSR. Dokumenty i materialy [Between the Hammer and the Anvil. Soviet Writers’ Union of the USSR. Documents and Materials]. Vol. 1. 1925 – June 1941 / Head of the group T. M. Goryaeva. Moscow: ROSSPEN, 2010. P. 460-475.
    Roshchin Ya. ‘Lyudi zheleznodorozhnoy derzhavy’ [‘Railway State’s People’] // Literaturnaya Gazeta. 15 July, 1936.
    Sats I. Khudozhestvennaya proza v Krasnoy novi [Fictional Prose in Krasnaya Nov’] (Isssues 1-12 for 1934) // Literarurniy kritik. 1935. Issue 6. P. 200-203.
    Second Plenary Session of the Soviet Writers’ Union. Speech by A. S. Shcherbakov // Literaturnaya Gazeta. 10 March, 1935.
    Slanskaya M., Nebogin O. Prigovor vynosit vremya [Time Passes the Judgement] // Moskovskaya pravda. 23 May, 1989.
    Soloviev V. S. [Predislovie k skazke iz novykh vremen E. T. V. Gofmana Zolotoy Gorshok] [Foreword to the Fairy-Tale from New Times by E. T. W. Hoffmann Golden Pot] // Ogonek. 1880. Vol. III. Issue 1. P. 460.
    Soplyachenko K. M. Vosem’ geroicheskikh epizodov. Rasskazy starogo mashinista o predotvrashchyonnykh krusheniyakh [Eight Daring Deeds. Old Engine Driver’s Stories about Prevented Accidents] / Written by M. Utin. Moscow: Izd. gazety Gudok, 1935.
    Soveshchanie pisateley – avtorov toma Rodina [Meeting of Writers being the Authors of the Volume Motherland] // Pravda. 12 April, 1936.
    Stalin i Kaganovich. Perepiska [Stalin and Kaganovich. Correspondence]. 1931-1936 / Ed. O. V. Khlevnyuk, R. U. Davis, L. P. Kosheleva, E. L. Ris, L. A. Rogovaya. Moscow: ROSSPEN, 2001.
    Tolstoy A. N. O literature i iskusstve. Ocherki, statii, vystupleniya, besedy, zametki, zapisnie knizhki, pis’ma [On Literature and Art. Essays, Articles, Speeches, Talks, Notes, Sketch-Books, Letters] / Ed. Yu. M. Oklyansky, N. V. Likhova. Moscow: Sovetskiy pisatel, 1984.
    Vildanova T. V. Predmety-simvoly v russkoy krestyanskoy trapeze i ikh obryadoviy smysl [Symbolizing Items in Russian Peasants’ Meals and Their Ceremonial Meaning] // Narodnoe iskusstvo. Russkaya traditsionnaya kultura i pravoslavie XVIII-XXI vv. Traditsii i sovremennost’ [Folk Art. Russian Traditional Culture and Orthodox Christianity in the 18th-21st Centuries. Heritage and Modern Age] / Ed. M. A. Nekrasova. Moscow: Soyuz Dizayn, 2013. P. 439-458.
    Znatnie lyudi zheleznodorozhnoy derzhavy [Notable People of Railway State]. [Text’s author, ed. not mentioned.] Moscow, 1936.