Содержание
Select year
 
Все журналы
2017 года
Номер 1
№ 1
Номер 2
№ 2
Номер 3
№ 3
Номер 4
№ 4
Номер 5
№ 5


Заголовок формируется программно
 

    Раздел: Публикации. Воспоминания. Сообщения
    Страницы: 331-377
    Автор: Александр Борисович ГАЛКИН, филолог и прозаик, преподаватель литературы и методист ГАОУ ДПО г. Москвы «Центр педагогического мастерства», кандидат филологических наук, специалист по истории русской литературы XIX века (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский), достоевсковед, исследователь и публикатор творчества С. Дурылина. Автор книг и статей по русской литературе, в том числе книги «Герои и сюжеты русской литературы: имена, образы, идеи» (2012, 2-е изд.), составитель и комментатор первого 3-томного собрания сочинений С. Дурылина (2014). Email: nevinny@yandex.ru
    Author: Aleksandr Borisovich GALKIN, philologist and prose writer, teacher of literature and expert in teaching methodology at the Centre of Pedagogical Excellence (Public Autonomous Educational Institution for Further Vocational Education), Moscow, Candidate of Philology, specialist in the history of Russian 19th century literature (Pushkin, Lermontov, Gogol, Dostoevsky), Dostoevsky specialist, researcher and publisher of S. Durylin’s works. Author of books and articles on Russian literature, including the book: Heroes and Plots in Russian Literature: Names, Characters, Ideas [Geroi i syuzhety russkoy literatury: imena, obrazy, idei] (2012, 2nd ed.), compiler and commentator of the first 3-volume edition of the Collected Works of S. Durylin (2014). Email: nevinny@yandex.ru
    Название: Великий «собеседник всеблагих». Из «Троицких записок» С. Дурылина: В. Розанов в Сергиевом Посаде. Публикация А. Галкина, комментарии А. Галкина и В. Топоровой
    Title: The Great ‘Guest of the Angels’. From the Holy Trinity Lavra Notes [Troitskie zapiski] of S. Durylin: V. Rozanov in Sergiev Posad. Publication, layout and introductory article by A. Galkin, commentary by V. Toropova and A. Galkin.
    Аннотация: Публикуются фрагменты «Троицких записок» писателя и священника С. Дурылина из его архива. Он был летописцем последних дней жизни и кончины В. Розанова в Сергиевом Посаде в 1918-1919 годах, оставил подробные записи его душевных переживаний и слов в качестве достоверных свидетельств его подлинного христианского обращения. Страницы записок ярко рисуют религиозные поиски русской интеллигенции и быт первых послереволюционных лет.
    Abstract: Sergey Durylin’s book entitledThe Holy Trinity Lavra Notes [Troitskie zapiski] paints a striking picture of Russian religious and cultural life at the end of 1918 and the beginning of 1919 as it faced the violence and atheism of the Russian revolution. Living in Sergiev Posad, with the Bolsheviks set on removing Saint Sergius’s relics from the church, Durylin sees the Russian people change and the intelligentsia shaken amid an atmosphere of fear and hopelessness and the presentiment of great terror and death. Durylin captures the last days of his close friend Vasily Vasilyevich Rozanov and his conversion to Christianity, and records the details of his death and funeral.
    Ключевые слова / Keywords: В. Розанов, С. Дурылин, о. Павел Флоренский, о. Анатолий (Потапов), преподобный Сергий, Троице-Сергиева Лавра, Оптина пустынь, церковь, таинство, кончина, V. Rozanov, S. Durylin, Father Pavel Florensky, Father Anatoly (Potapov), Saint Sergius, the Holy Trinity-St. Sergius Lavra, Optina Monastery, church, sacrament, decease.
    Фрагмент
    Имя писателя Серебряного века и историка литературы Сергея Николаевича Дурылина (1886-1954) было несправедливо забыто, несмотря на то, что он автор блестящих, но чаще всего неизвестных, неопубликованных статей о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Грибоедове, Достоевском, Л. Толстом, Лескове (одна из первых монографий о Лескове была написана именно Дурылиным еще в первом десятилетии ХХ века).
    Дурылин стал как будто посредником между XIX и XX веком. Московские адреса Дурылина и Пушкина почти совпадают. Коренной москвич, Дурылин встречался с еще живой современницей Пушкина и записал ее рассказ о том, как она видела поэта, который в свое время жил в Москве по соседству с Плетешками, с домом Дурылиных, и, по легенде, крестился в той же церкви Богоявления, что и Дурылин. Он разговаривал с вдовой Л. Арнольди, одного из лучших мемуаристов Гоголя, и та пересказывала ему анекдот, как фантастически брезглив был Гоголь и как боялся железных объятий бурного Константина Аксакова, беспокойно прижимаясь к стене. Дурылин собирал и хранил рисунки Лермонтова. Дружил с Максимилианом Волошиным и гостил у него в Коктебеле. Дурылин был секретарем Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева и встречался с Бердяевым, Ильиным, Булгаковым, Вяч. Ивановым. Работал в издательстве Л. Толстого «Посредник» и встречался с самим писателем, о чем оставил блестящие воспоминания. Он занимался в поэтической лаборатории Андрея Белого, и тот ценил его как одного из лучших учеников. Стихи Дурылина еще следует открывать будущему читателю. Дурылин был дружен с Б. Пастернаком и благословил его выбрать поэзию, когда тот колебался между поэзией и музыкой. Дружба с В. Розановым оставила яркий художественный след в воспоминаниях Дурылина «В своем углу». Театр – вот еще одно увлечение Дурылина. Им написаны монографии о Щепкине и Гоголе-драматурге, о творчестве актеров Малого и Художественного театров – в их числе Ермолова, Пашенная, Яблочкина, Турчанинова (две последних дружили с Дурылиным и не раз бывали в его доме в Болшеве), Хмелев, Топорков, Качалов и многие другие. Дурылин в одиночку начал фундаментальную «Историю русского театра».
    Человек, столько видевший, сидевший вместе с другими священниками во Владимирской тюрьме (Дурылин служил в церкви Николы в Кленниках на Маросейке вместе с о. Алексеем Мечевым), переживший ссылки в Челябинск, Томск и Киржач, подолгу живший в Оптиной пустыни и в Троице-Сергиевой лавре, не может не быть интересен читателю. Дурылин перенес много страданий и несправедливостей, в том числе и клевету о том, будто он снял с себя сан (эта версия даже попала в авторитетный трехтомник «Русские писатели»). Ничего подобного не происходило, наоборот, он не потерял ни веру, ни любовь к человеку. Чувство истины, образное понимание мира и дар слова не могли не привести самого Дурылина к художественной литературе. И он написал необыкновенно сильный роман-метафору «Колокола» (1928), повести «Три беса» и «Сударь кот» (последнюю высоко ценил художник М. Нестеров) и рассказы (под псевдонимом Сергея Раевского).
    К счастью, имя Дурылина сейчас начинает звучать благодаря целому ряду изданий, подготовленных В. Тороповой, А. Аникиным и А. Галкиным, а также А. Резниченко и Т. Резвых. Большое количество художественных публикаций 2006-2013 годов в журналах «Москва», «Роман-журнал XXI век», «Московский журнал» завершилось первым 3-томным собранием сочинений С. Дурылина [Дурылин 2014]. Это издание вошло в число номинантов ежегодного национального конкурса «Книга года 2014» в номинации «Humanitas».
    В «Троицких записках» Дурылина мы становимся непосредственными свидетелями уходящей истории XIX века, гибели классической культуры.
    В 1918-1919 годах в Сергиевом Посаде, недалеко от Москвы, живет частный человек: учительствует, описывает церковные ценности, молится в храме Преподобному Сергию Радонежскому, своему небесному покровителю, и записывает все существенное из того, что видит и наблюдает, но не только записывает, но и анализирует как глубокий ученый; мало того, он мыслит образами, потому что он больше, чем ученый, – он поэт. К тому же человек подлинной веры, обладающий энциклопедическими знаниями как в богословской, так и в гуманитарной сфере.
    Благодаря его острому, наблюдательному глазу, благодаря его несентиментальному и трезвому взгляду на действительность, наконец, благодаря его уму, напрочь лишенному амбициозности, фанаберии и кичливости, а, напротив, щедро наделенному глубиной и тонким остроумием сродни тютчевскому, не покидающему своего обладателя даже в самые трагические минуты, – благодаря всем этим уникальным качествам Дурылина мы располагаем «Троицкими записками», неповторимым дневником эпохи.
    Из этого дневника вырастает образ революционной России конца 1918 года – начала 1919 года. Дурылин фиксирует, как меняется русский народ, как колеблется интеллигенция, как умирают друзья и близкие автора дневника, как сходит с ума его друг Г. Мокринский, как большевики намереваются вынести из храма мощи Преподобного Сергия Радонежского и закопать их. В воздухе носится ощущение страха, безысходности, предчувствие большого террора и смерти.
    В Сергиевом Посаде последние дни перед кончиной доживает Василий Васильевич Розанов, близкий друг Дурылина. Последний запечатлевает в дневнике малейшее душевное движение своего друга, его подлинное христианское обращение, его смерть и похороны.
    В «Троицких записках» проходят несколько музыкальных тем, вокруг которых и разворачивается симфония уходящей эпохи. Кроме кончины и похорон Розанова, Дурылин вспоминает мать, которая отмолила самого Дурылина в дни его отпадения от церкви и веры – а после того как отмолила, тихо и мирно скончалась. Эти духовные опоры (мать, Розанов) помогают самому автору выстоять во время свирепствующего хаоса революционной эпохи, сметающей все и вся на своем пути. Но революция не в силах уничтожить веру народа в столп и утверждение истины – Преподобного Сергия Радонежского, не раз спасавшего Русь своим святым попечением в годины горя и смуты.
    Есть в записках также и воспоминание о Савве Ивановиче Мамонтове – чисто русской талантливой натуре, безудержной в своей любви, щедрости и детской непосредственности. Это вариация на тему уходящей культурной России XIX века.
    Ряд сведений, дополняющих и разъясняющих публикуемые отрывки из «Троицких записок», содержится в опубликованных докладах конференции «Творческое наследие С. Н. Дурылина» [Творческое...]. В. Торопова в докладе «Сергиев Посад в жизни С. Н. Дурылина» подробно раскрывает множество сюжетов дневника Дурылина. М. Рашковская, рассказывая о законоучителе Дурылина, гимназическом преподавателе Закона Божьего о. Иоанне Добросердове, дополняет страницы дневника Дурылина, рисующие нетленный и чистый образ его верующей матери.
    Публикация отрывков из Троицкого дневника Дурылина осуществляется по машинописному экземпляру, отпечатанному после расшифровки, сделанной Г. Кузиной и выверенной В. Тейдер[1]. Извлечения из текста отмечены угловыми скобками – <...>. В концевых сносках даны отдельные комментарии к тексту и расшифровано большинство сокращенных в тексте дневника имен действующих лиц. Фамилии и имена из ближайшего окружения Дурылина расшифрованы В. Тороповой. Слова подчеркнуты в тексте автором. В публикации частично сохранена авторская пунктуация.
    Литература
    Архив священника Павла Александровича Флоренского. Вып. 2. Переписка с М. А. Новоселовым. Томск: Водолей, 1998.
    Дурылин С. Жалостник // Русская мысль. 1917. Книга III-IV. С. 1-34.
    Дурылин С. Н. Три беса. Старинный триптих / Публ. А. А. Аникина и А. Б. Галкина // Роман-журнал XXI век. 2009. № 3. С. 20-38.
    Дурылин С. Жалостник // Дурылин С. Три беса: Художественная проза, очерки / Сост., коммент., ст. А. Б. Галкина. М.: Совпадение, 2013. С. 228-257.
    Дурылин С. Н. Собр. соч. в 3 тт. / Сост., вступ. ст., подгот. текстов, коммент., послесл. А. Б. Галкина. М.: Изд. журнала «Москва», 2014.
    Мансуров С. П. Очерки из истории Церкви М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.
    Марина Цветаева – Борис Бессарабов: Хроника 1921 года в документах. Дневники (1915-1925) Ольги Бессарабовой / Вступ. ст., подгот. текста, сост. Н. А. Громовой. М.: Эллис Лак, 2010.
    Розанова Т. В. Будьте светлы духом / Предисл. и сост. А. Богословского. М.: Blue Apple, 1999.
    Смирнова Т. В. Дом на Валовой и его обитатели в 1920-е годы в Сергиевом Посаде // Московский журнал. 1997. № 12. С. 33-40.
    Смирнова Т. В. «...под покров Преподобного». Очерки о некоторых известных семьях, живших в Сергиевом Посаде в 1920-е годы. Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007.
    Творческое наследие С. Н. Дурылина: Сб. ст. М.: Совпадение, 2013.
    Bibliography
    Arkhiv svyashchennika Pavla Aleksandrovicha Florenskogo [Priest Pavel Aleksandrovich Florensky’s Archives]. 2nd ed. Correspondence with M. A. Novoselov. Tomsk: Vodoley, 1998.
    Durylin S. Zhalostnik [A Soft-Hearted Man] // Russkaya mysl. 1917. Book III-IV. P. 1-34.
    Durylin S. N. Tri besa. Starinny triptikh [Three Evil Angels. Ancient Triptych] / Publ. A. A. Anikin and A. B. Galkin // Roman-zhurnal 21th Century. 2009. Issue 3. P. 20-38.
    Durylin S. N. Zhalostnik [A Soft-Hearted Man] // Durylin S. Tri besa: Khudozhestvennaya proza, ocherki [Three Evil Angels. Fictional Prose, Sketches] / Ed., comments, articles by A. B. Galkin. Moscow: Sovpadenie, 2013. P. 228-257.
    Durylin S. N. Collected works in 3 vols. / Ed., introduction, text prep., comments, afterword by A. B. Galkin. Moscow: Izd. zhurnala Moskva, 2014.
    Mansurov S. P. Ocherki iz istorii Tserkvi [Sketches from the History of Church]. Moscow: Izd. Spaso-Preobrazhenskogo Valaamskogo monastyrya, 1994.
    Marina Tsvetaeva – Boris Bessarabov: Khronika 1921 goda v dokumentakh. Dnevniki (1915-1925) Olgi Bessarabovoy [Marina Tsvetaeva – Boris Bessarabov: Chronicle of 1921 in Documents. Olga Bessarabova’s Diaries (1915-1925)] / Introduction, text prep., ed. by N. A. Gromova. Moscow: Ellis Lak, 2010.
    Rozanova T. V. Budte svetly dukhom [Do Have Bright Spirit] / Introduction and ed. by A. Bogoslovsky. Moscow: Blue Apple, 1999.
    Smirnova T. V. Dom na Valovoy i ego obitateli v 1920-e gody v Sergievom Posade [House in Valovaya and its Inhabitants in 1920s in Sergiev Posad] // Moskovskiy zhurnal. 1997. Issue 12. P. 33-40.
    Smirnova T. V. ...pod pokrov Prepodobnogo. Ocherki o nekotorykh izvestnykh semyakh, zhivshikh v Sergievom Posade v 1920-e gody [...under Reverend’s Intercession. Sketches about Certain Famous Families Residing in Sergiev Posad in 1920s]. Sergiev Posad: Izd. Svyato-Troitskoy Sergievoy Lavry, 2007.
    Tvorcheskoe nasledie S. N. Durylina [S. N. Durylin’s Creative Heritage]: Collected articles. Moscow: Sovpadenie, 2013.