Содержание
Select year
 
Все журналы
2017 года
Номер 1
№ 1
Номер 2
№ 2
Номер 3
№ 3
Номер 4
№ 4


Заголовок формируется программно
 

    Раздел: Филология в лицах
    Рубрика: В. Б. Земсков
    Страницы: 271-281
    Автор: Юрий Николаевич ГИРИН, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН. Сфера научных интересов – латиноамериканистика, авангард, теория культуры. Автор монографий «Поэтика сверхпредельности. К интерпретации художественных процессов латиноамериканской культуры» (2008), «Картина мира эпохи авангарда. Авангард как системная целостность» (2013) и ряда публикаций по указанной проблематике. Email: yurigirin@hotmail.com
    Author: Yury Nikolaevich GIRIN, Doctor of Philology, senior researcher at the Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences. Academic interests include Latin American studies, the avant-garde, culture theory. Author of the following monographs: Pushing the Boundaries: Towards an Interpretation of the Artistic Processes of Latin American Culture [Poetika sverkhpredelnosti. K interpretatsii khudozhestvennykh protsessov latinoamerikanskoy kultury] (2008), World View of the Avant-Garde Epoch. Avant-Garde as a Systemic Whole [Kartina mira epokhi avangarda. Avangard kak sistemnaya tselostnost’] (2013) and of a number of publications on the above topics. Email: yurigirin@hotmail.com
    Название: Путями каравелл Колумба: наследие Валерия Земскова
    Title: In the Wake of Columbus’s Caravels: the Legacy of Valery Zemskov
    Аннотация: Кратко анализируется творческий путь В. Земскова, эволюционировавшего от историко-культурного анализа художественных процессов Латинской Америки к философскому осмыслению путей развития мировой литературы и культуры.
    Abstract: The career of Valery Borisovich Zemskov, a scientist and writer who specialized in Latin American and Russian studies and developed a new methodology for the study of literary processes, is examined through a review of two books: Valery Zemskov. On the Literature and Culture of the New World [O literature i kulture Novogo Sveta] / compiler and editor-in-chief: T. N. Krasavchenko. Moscow; St. Petersburg: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, Gnozis, 2014. (Russian Propylaeum series); Valery Zemskov. The Image of Russia in the Modern World and Other Topics [Obraz Rossii v sovremennom mire i drugie syuzhety] / compiler and editor-in-chief: T. N. Krasavchenko. Moscow; St. Petersburg: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, Gnozis, 2015. (Russian Propylaeum series).
    V. Zemskov developed a new research methodology from work on the cultures of Latin America, which he then applied to Russia, comparing the historical development of the two cultures. The methodology is persuasively set out in the books reviewed, which display the many genres of Zemskov’s work, including historical and literary content, theoretical, cultural and philosophical studies, and essays, which convey the universal impact of Zemskov’s output.
    Ключевые слова / Keywords: Х. Колумб, Х. Марти, А. Карпентьер, Г. Гарсиа Маркес, латиноамериканистика, русистика, методология науки, междисциплинарность, культурно-цивилизационное пограничье, C. Columbus, J. Marti, A. Carpentier, G. Garcia Marquez, Latin American studies, Russian studies, methodology of science, interdisciplinary approach, cultural and civilizational border zone.
    Фрагмент
    Валерий Земсков известен прежде всего как ученый, создавший школу отечественной междисциплинарной латиноамериканистики. Но далеко не только этим. Он обладал качествами, которые делают его больше, чем академическим ученым. Любой сюжет он видел масштабно, в объемном контексте культуры. Это был мыслитель. Он, как и Колумб, о котором писал один из его любимых авторов, Алехо Карпентьер, «прорвал завесу неведомого, чтобы углубиться в новую реальность» и вышел к научному горизонту совсем иного уровня. Другими словами, он выработал на материале культур Латинской Америки новую методологию исследования, которую применил, в частности, к России, сопоставив великие культуры в их историческом развитии.
    Эта методология чрезвычайно убедительно представлена в книгах Земскова, где творчество ученого явлено во всем его жанровом разнообразии: работы историко-литературного характера, персоналии, теоретические, культурфилософские труды, эссе. Почти любая тема, о которой писал В. Земсков, обретала поистине универсальный характер. Так, в эссе о Хосе Марти возникает актуальный сюжет о «новой архаике», о новом антропном типе «гомо», который творит «дивный новый мир», отменяющий традиционные человеческие ценности [Земсков. Хосе Марти: 327-330].
    Книгу Земскова «О литературе и культуре Нового Света» (так Христофор Колумб назвал открытые им земли) открывает монография о Габриэле Гарсиа Маркесе. Эта монография была первой и остается пока единственной в России значительной книгой о его творчестве. Опубликованная в 1986 году, а затем в немецком переводе – в Берлине (1990), она дополнена здесь более поздними публикациями автора о творчестве Гарсиа Маркеса, прежде всего о романе «Любовь во времена холеры»[1].
    У Земскова своя версия Гарсиа Маркеса как писателя, в творчестве которого преобладают органичные для Латинской Америки смеховое, карнавальное и утопическое начала. И монография о Гарсиа Маркесе получилась живая, яркая, актуальная. Конечно, жаль, что имя писателя не фигурирует в общем названии книги, которое, возможно, звучало бы более выразительно и привлекательно для читателя.
    Начав с Гарсиа Маркеса как со своего рода итога латиноамериканской литературы, составитель обращается далее к ее истокам: следуют статьи об истории культуры и литературы «Нового Света» – от «открытия» и «конкисты», хроник XVI века, креольского барокко XVII века (мексиканцы Карлос Сигуэнса-и-Гонгора, блистательная Хуана Инес де ла Крус и др.) до латиноамериканской литературы XIX века (к аргентинцам – писателю и политику Доминго Фаустино Сармьенто и противостоявшему его позитивистско-натуралистическому взгляду на мир и концепции «варварство-цивилизация» Хосе Эрнандесу, автору эпической, всенародно признанной поэмы «Мартин Фьерро», 1872). Далее – к кубинцу Хосе Марти, утверждавшему, что «Родина – это человечество» и воспринимавшему Латинскую Америку как всемирного значения цивилизационный проект, «воспроизводящий всю многосоставность и сложность общей истории цивилизации» [Земсков. Хосе Марти: 328], а затем в XIX веке – к испаноамериканскому модернизму, обновившему художественный язык литературы, то есть к никарагуанцу Рубену Дарио, реформировавшему испаноязычную поэзию, изменившему «язык, поэтику, нормы искусства, а значит – сознание литературы», а тем самым создавшему «норму и образец подлинно латиноамериканского художественного мышления для последующих писателей» [Земсков. Хосе Марти: 364], и к уругвайскому эссеисту, философу, теоретику модернизма, критику Хосе Энрике Родо с его концепцией «протеизма» культуры метисного континента.
    Затем автор возвращается к литературному процессу ХХ века, к «вызреванию латиноамериканской межлитературной общности как нового универсального явления в  мировом литературном процессе» [Земсков. Литературный... 389], к знаменитому «новому» латиноамериканскому роману – прежде всего к кубинцу Алехо Карпентьеру, воплотившему и теоретически обосновавшему латиноамериканскую версию «магического реализма». Все разнообразие индивидуально-творческих идей латиноамериканских художников, как показывает В. Земсков, в принципе вписывается в выдвинутую и обоснованную (и теоретически, и художественно) Карпентьером концепцию тотального латиноамериканского метаморфизма – концепцию «барочности» латиноамериканской культуры и самого латиноамериканского континента «симбиозов, перемен, потрясений, смешений» [Земсков. Алехо Карпентьер: 457]. Концепция эта восходит к протеизму Х. Э. Родо. Основной ее тезис – тотальное и свободное взаимодействие всего со всем ради поиска самоидентификационного принципа, самостного облика.
    Таким образом, в книге воспроизводится история латиноамериканской литературы и культуры в ее главных вехах. При этом В. Земсков опровергает распространенное мнение о том, что латиноамериканская литература якобы началась с «латиноамериканского бума», то есть с «нового» латиноамериканского романа 1960-х годов, и убедительно доказывает, что «первым пластом» латиноамериканской литературы были документы конкисты, в их числе дневник первого путешествия Колумба, ставшие «эпосом Нового Света». Латиноамериканист Андрей Кофман в предисловии к книге пишет: «Реляции, хроники, дневники конкисты содержали зародыши образов и тем, которые впоследствии получили развитие в испаноамериканской культуре: образ чудесной земли и сопутствующий ему мотив изумления; образы “естественного человека”, “доброго дикаря”, “злого дикаря” <...> райская и инфернальная образно-стилевые доминанты <...> противопоставление Нового Света Старому и декларация того, что Америка – иной мир, в корне отличный от европейского. Эти и прочие художественные элементы Земсков определил как “художественный код” латиноамериканской культуры, и эта концепция, обращенная к поиску устойчивых элементов, определяющих своеобразие культуры, стала главным вектором в последующем развитии российской латиноамериканистики» [Кофман: 6].
    Литература
    Анастасьев Н. Луч Лазаря в темном царстве // Гудок. 2001. 1 марта.
    Владимирова М. Истину можно постичь, только выдумав ее // Дружба народов. 2000. № 3. С. 201-203.
    Гирин Ю. Прорваться к истине // Октябрь. 2000. № 6. С. 164-165.
    Иванова М. Буквально веруете? Автор «Лазаря» работает с чудесным // Ex libris Независимой газеты. 2000. 20 апреля.
    Земсков В. Алехо Карпентьер // Земсков В. О литературе и культуре Нового Света / Сост. и отв. ред. Т. Н. Красавченко. М. ; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, Гнозис, 2014. (Российские Пропилеи). С. 447-483.
    Земсков В. Литературный процесс в Латинской Америке в XX веке // Земсков В. О литературе и культуре Нового Света. С. 388-447.
    Земсков В. Метаморфозы любви на рубеже тысячелетий: латиноамериканский вариант // Земсков В. О литературе и культуре Нового света. С. 127-152.
    Земсков В. Хосе Марти / Земсков В. О литературе и культуре Нового Света. С. 325-333.
    Земсков В. Писатели цивилизационного промежутка: Газданов, Набоков и другие // Земсков В. Образ России в современном мире и другие сюжеты / Сост. и отв. ред. Т. Н. Красавченко. Москва; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, Гнозис, 2015. (Российские Пропилеи). С. 293-301.
    Кофман А. Ф. Открытия Валерия Земскова: миры Латинской Америки // Земсков В. О литературе и культуре Нового Света. С. 5-8.
    Мурадян К. Московское издательство «Академический проект» открыло новое имя в современной прозе // Московские новости. 2000. № 18. 9-15 мая.
    Bibliography
    Anastasyev N. Luch Lazarya v temnom tsarstve [Lazar’s Beam in the Dark Realm] // Gudok. 2001. 1 March.
    Girin Yu. Prorvatsya k istine [To Break Through to the Truth] // Oktyabr’. 2000. Issue 6. P. 164-165.
    Ivanova M. Bukvalno veruete? Avtor Lazarya rabotaet s chudesnym [Is Your Faith Literal? Lazar’s Author Works with the Magic] // Ex libris Nezavisimoy gazety. April 20, 2000.
    Kofman A. F. Otkrytiya Valeriya Zemskova: miry Latinskoy Ameriki [Findings Made by Valery Zemskov: Worlds of Latin America] // Zemskov V. O literature i kulture Novogo Sveta [On the Literature and Culture of the New World] / Ed. T. N. Krasavchenko. Moscow, St. Petersburg: Tsentr gumanitarnikh initsiativ, Gnosis, 2014. (Russian Propylaeum series). P. 5-8.
    Muradyan K. Moskovskoe izdatelstvo Akademicheskiy proect otkrylo novoe imya v sovremennoy proze [Moscow Publishing House Akademicheskiy proect Has Discovered a New Name in Modern Prose] // Moskovskie novosti. 9-15 May, 2000.
    Vladimirova M. Istinu mozhno postich, tolko vydumav ee [The Truth May Be Perceived Only if One Can Fancy It] // Druzhba narodov. 2000. Issue 3. P. 201-203.
    Zemskov V. Alekho Karpentier [Alejo Carpentier] // O literature i culture Novogo Sveta [On the Literature and Culture of the New World] P. 447-483.
    Zemskov V. Hose Marti [Hose Marti] // Zemskov V. O literature i kulture Novogo Sveta [On the Literature and Culture of the New World]. P. 325-333.
    Zemskov V. Literaturniy protsess v Latinskoy Ameriki [Literary process in Latin America in the XX century] // Zemskov V. O literature i culture Novogo Sveta [On the Literature and Culture of the New World]. P. 388-447.
    Zemskov V. Metamorfozy lyubvi na rubezhe tysyacheletiy: latinoamerikanskiy variant [Love Metamorphoses at the Turn of Millennium: Hispanic Version] // Zemskov V. O literature i kulture Novogo Sveta [On the Literature and Culture of the New World]. P. 127-152.
    Zemskov V. Pisateli tsivilizatsionnogo promezhutka [Writers of the civilization gap] // Zemskov V. Obraz Rossii v sovremennom mire i drugie syuzhety [Russia’s Image in the Modern World and Other Plots] / Ed. T. N. Krasavchenko. Moscow, St. Petersburg: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, Gnosis, 2015. (Russian Propylaeum series). P. 293-301.