Содержание
Select year
 
Все журналы
2017 года
Номер 1
№ 1
Номер 2
№ 2
Номер 3
№ 3
Номер 4
№ 4
Номер 5
№ 5


Заголовок формируется программно
 


От редакции

Каждый из тех, кто принял участие в обсуждении, подробнее говорил о своем, но все так или иначе оценивали книгу в трех аспектах, заданных ее авторами: 1) это учебник; 2) это учебник (о) поэзии; 3) это опыт использования современной поэтики.

Применимость книги в школьном (или вузовском) преподавании вызвала большие сомнения и прежде всего у тех, кто имеет преподавательский опыт. Всегда можно возразить: у вас бы не получилось, а у нас получится. Предположим и поверим, будем рады положительному результату. Однако ни объем разносоставного материала, ни способы его изложения не обещают успеха. Представление о поэтике, которое продемонстрировали авторы, удивительно невнятно, архаично и – что уж совсем странно, учитывая гриф академического Института языкознания, – ни в малой мере не свидетельствует об опыте современной лингвистической поэтики.

Всегда, критикуя и не соглашаясь, хочется увидеть и достоинства, предположить, что они найдутся. Если их и не обнаружили в книге, то были готовы счесть удачей сам факт ее появления: спасибо, что она теперь есть. Ею гордятся и ее создатели. Когда приглашение откликнуться в «Экспертной оценке» было нами направлено одному из авторов (из тех авторов, кто значится по олимпийскому принципу – главное его участие, поскольку оно должно придать особый статус всему деянию), то ответ был отрицательным. Дескать, критиковать легко, а вот сами что-нибудь создайте, пока же не с чем сравнивать.

Сравнивать, конечно, есть с чем, поскольку книги о поэзии на правах учебника или введения в предмет существуют. Есть среди них и знаменитые, по которым учились и читать, и любить, и анализировать поэзию. Нужно ли их называть? Или они забыты? «Анализ поэтического текста» Ю. Лотмана, кстати, выпущенный как учебная книга издательством «Просвещение» (1972). А стотысячный тираж «Разговора о стихах» Е. Эткинда? И ведь тоже предназначенный юному читателю – «Детгиз» (1970).

Кроме англоязычных учебников поэзии (перечисленных одним из участников обсуждения) есть и книга, которая десятилетиями оставалась и остается введением в поэзию и для ее творцов, и для ее читателей, – Эзра Паунд, «The ABC of Reading. How to study poetry» (1934).

Прочесть любую из этих книг – пусть не смущают даты их выпуска – будет и сегодня полезно на пути в поэзию, а воспользоваться их опытом будет еще полезнее тем, кто предлагает свои услуги вступающим на этот путь. Очень разные книги, но в одном похожие: небольшие (объемом от 200 до 250 страниц) и даже в этом своем качестве доступные прочтению, приглашающие читателя. Обсуждаемая «Поэзия» тяжеловесна – за 800 страниц. Понятно, что уже по этому показателю – не учебник. А что тогда – книга для чтения, хрестоматия? И все равно, почему бы не сократить? А потому, что сверхзадача этого якобы учебника как раз в том и состоит, чтобы раскинулось море мировой поэзии и понеслась бы по нему лодка, плотно набитая поэтами группы «Вавилон»–«Воздух» (для видимой объективности скупо дополненная иными современными именами). Не для того явилась на свет эта книга, чтобы по ней учить пониманию поэзии, а чтобы причислить к поэзии себя и своих.

Чему эта книга явно не научит, так это умению отличать актуальность классики от сиюминутной «актуальной поэзии», претендующей на то, чтобы пуститься в дальнее плавание: «Три мудреца в одном тазу…». «Мудрецов» в данном случае много больше. Но результат тот же. И в устно высказываемых мнениях об этой книге (разумеется, за пределами ближнего круга, беспредметно хвалебного и негодующего на любое слово критики) постоянно звучит метафора – «лебединая песня».

Эта сверхзадача, вероятно, и была тем грузом, с которым не справилась книга, так и не ставшая ни учебником, ни введением, а прозвучавшая прощальным приветом от некогда «молодой поэзии», четверть века обещавшей обновление и расталкивающей всех, чтобы непременно стоять в поэтическом авангарде.

Но все-таки не может быть, чтобы столь толстая и амбициозная книга не имела достоинств! Согласимся, что она еще раз напомнила о том, чего у нас (почти) нет – новых учебных книг, приглашающих к чтению и пониманию поэзии и прозы, классической и современной.

Если же подвести итог нашей экспертной оценке, то он очевиден: НЕ РЕКОМЕНДОВАНО.