Содержание
Select year
 
Все журналы
2017 года
Номер 1
№ 1
Номер 2
№ 2
Номер 3
№ 3
Номер 4
№ 4


Заголовок формируется программно
 

    Раздел: История русской литературы
    Страницы: 280-307
    Автор: Анастасия Геннадьевна ГОТОВЦЕВА, филолог, историк, доктор филологических наук, профессор кафедры литературной критики факультета журналистики Института Массмедиа РГГУ. Сфера научных интересов – история, культура и журналистика России XVIII – первой трети XIX века, история Академии наук XVIII века, история русской армии и флота, движение декабристов, Отечественная война 1812 года, правительственная пропаганда. Автор ряда работ по указанной проблематике, в том числе книг «Правитель дел: к истории литературной, финансовой и конспиративной деятельности К. Ф. Рылеева» (2010; в соавторстве с О. Киянской) и «Рылеев» (ЖЗЛ, 2013; в соавторстве с О. Киянской). Email: brunhilda@yandex.ru
    Author: Anastasiya Gennadyevna GOTOVTSEVA, philologist, historian, Doctor of Philology, Professor at the Department of Literary Criticism at the Faculty of Journalism at the Russian State University for the Humanities’ Institute of Mass Media. Academic interests include history, culture and journalism in Russia in the 18th – the first third of the 19th centuries, the Academy of Sciences in the 18th century, Russian army and navy history, the Decembrists, the Patriotic War of 1812, and government propaganda. She is the author of many works, including the books The Administrator: Towards a History of K. F. Ryleev’s Literary, Financial and Conspiratorial Activity [Pravitel del: k istorii literaturnoy, finansovoy i konspirativnoy deyatelnosti K. F. Ryleeva] (2010, co-authored by O. Kiyanskaya) and Ryleev (ZhZL, 2013, co-authored by O. Kiyanskaya). Email: brunhilda@yandex.ru
    Название: Встреча в Вильне. Еще раз о миссии А. Балашева в осмыслении Л. Толстого
    Title: Meeting in Vilna. Revisiting A. Balashev’s Mission in Order to Understand L. Tolstoy
    Аннотация: В статье рассматриваются принципы обработки Л. Толстым исторического материала в одном из эпизодов романа «Война и мир» – описании миссии генерал-адъютанта А. Балашева. Делается вывод о том, что Наполеон здесь, вопреки традиционным усилиям Толстого снизить его образ, выглядит героем эпизода.
    Abstract:The article examines the principles of L. Tolstoy’s treatment of historical material in one of the most extensive Napoleonic episodes of the novel War and Peace, the description of Adjutant-General A. Balashev’s mission. The author starts from the well-known analysis by V. Shklovsky, which showed that combining several sources when writing historical episodes enabled Tolstoy to make full use of his much-loved defamiliarization technique, robbing Napoleon of ‘psychology’ and his actions of ‘causation’ (according to Shklovsky).
    By comparing the draft and clean manuscripts of the novel, however, the author of the article is able to claim that, despite clear attempts to do so, Tolstoy was unable to escape from psychology altogether in his portrayal of Napoleon who remains the hero of the episode. While Balashev’s psychology was neutralized, this was not the case with Napoleon, whose depiction is seen to remain close to that of A. Thiers’ factual The History of Consulate and Empire, on which it was based.
    Ключевые слова / Keywords: Наполеон Бонапарт, А. Балашев, А. Тьер, М. Богданович, В. Шкловский, миссия Балашева, остранение, обработка материала, L. Tolstoy, War and Peace [Voyna i mir], Napoleon Bonaparte, A. Balashev, A. Thiers, M. Bogdanovich, V. Shklovsky, Balashev’s mission, defamiliarization, treatment of source material.
    Фрагмент
    Образ Наполеона в романе Л. Толстого является одним из системообразующих образов исторического пласта романа. Не углубляясь в споры исследователей о том, имела ли место идейная эволюция Толстого в процессе написания романа[1], замечу, что способы изображения исторических действующих лиц в романе различны, как и способы изменения сведений, взятых Толстым из тех или иных источников для описания исторических фигур.
    Как известно, среди основных источников, использованных Толстым в процессе написания «Войны и мира», были «История Отечественной войны 1812 года» М. Богдановича [Богданович], «Описание Отечественной войны 1812 года» А. Михайловского-Данилевского [Михайловский-Данилевский 1843] и два его других «Описания...» войн с Наполеоном [Михайловский-Данилевский 1844], [Михайловский-Данилевский 1846], а также «История консульства и империи» французского историка Луи Адольфа Тьера [Thiers 1845-1862].
    Принципы обработки источников были рассмотрены В. Шкловским в его ставшей классической монографии «Матерьял и стиль в романе Льва Толстого “Война и мир”»[2] [Шкловский 1928]. В романе Наполеон показан с помощью целого ряда приемов. «Бонапарт Аустерлицкого сражения не совсем похож на императора Наполеона во время перехода французами русской границы, и этот последний отличается от Наполеона битвы при Бородине» [Гулин 1992: 176], – замечал известный толстовед А. Гулин. От Аустерлица к Бородину «наполеоновские» эпизоды представляют все более разнообразные приемы обработки источников. Комбинирование нескольких источников давало возможность в полной мере реализовать столь любимый писателем прием остранения.
    Наиболее простое остранение – остранение через героя, что можно наблюдать и в «наполеоновских» эпизодах романа. Под небом Аустерлица князь Андрей размышляет о ничтожности Наполеона. Сцена эта построена на эпизоде, рассказанном А. Михайловским-Данилевским в «Описании первой войны Императора Александра с Наполеоном в 1805 году». Практически дословно передавая содержание разговора Наполеона с полковником кавалергардов князем Н. Репниным, Толстой добавляет к плененным русским офицерам князя Андрея, которого «для полноты трофея» также выставили перед французским императором. Сцена вплетается в роман путем простого соединения исторической линии и линии вымышленных героев. В построении исторических романов это достаточно частотный прием. Благодаря же мыслям князя Андрея о ничтожности Наполеона эпизод обретает художественное завершение: ситуация дается через героя, остраняется.
    Тильзит в изложении Толстого также имеет в основе текст Михайловского-Данилевского из другого его труда – «Описания второй войны императора Александра с Наполеоном в 1806 и 1807 годах». Эпизод подается с позиции Николая Ростова, с удивлением следящего за тем, как Наполеон вручает орден Почетного легиона солдату Лазареву. Наблюдения Николая Ростова за «маленьким человеком с белыми руками», который к тому же «дурно и нетвердо» держится в седле, создают эффект остранения в этом эпизоде.
    С помощью сходных художественных средств дан в романе и еще один «наполеоновский» эпизод – встреча Наполеона с денщиком Николая Ростова Лаврушкой. Построена эта сцена на одном из фрагментов «Истории консульства и империи» Тьера, где описывается, как французская кавалерия взяла в плен казака из корпуса Платова, а Наполеон пожелал его допросить. Казак Наполеона не узнал. Под пером Толстого неизвестный казак превращается в Лаврушку, который хитрит и только делает вид, что не узнает Наполеона, на самом деле хорошо понимая, кто перед ним[3].
    В целом во всех упомянутых эпизодах с участием Наполеона метод один и тот же: историческое событие описывается Толстым близко к тексту одного исторического источника, но подается с позиции вымышленного героя, в котором оно, событие, обретает некую точку опоры. Таким образом достигается нужное, сниженное, освещение фигуры Наполеона. О таких эпизодах романа писал в рецензии на «Войну и мир» Н. Соловьев:
    Автор не рассказывает о событиях и происшествиях, а как бы рисует и живописует их перед глазами читателя. На крупный исторический факт у него смотрит всегда кто-нибудь из самых обыкновенных смертных, и по впечатлениям этого простого смертного уже составляется художественный материал и оболочка события [Соловьев: 172].
    Иное дело, когда выдуманных героев в наполеоновской сцене нет. Методы работы поневоле усложняются, «локомотивами» Толстой делает другие художественные средства, ищет другие «точки опоры». При этом элементы эти вполне историчны, однако их переосмысление производит эффект остранения. Такова «наполеоновская сцена» перед Бородинским сражением. Вначале Толстой вводит в описание Наполеона атрибуты совершенно другого контекста – заточения на острове святой Елены из «Мемориала святой Елены» доктора Ласказа. Изображение голого Наполеона, которого трет щетками камердинер, дает необходимый Толстому снижающий эффект. Дальнейшее действие романа – описание аудиенции придворных – Толстой сосредоточивает вокруг единственной детали – присланного из Парижа портрета сына Наполеона. Портрет этот не только сам дается в технике остранения, но и остраняет всю ситуацию и всех ее участников: «Хотя и не совсем ясно было, что именно хотел выразить живописец, представив так называемого короля Рима протыкающим земной шар палочкой, но аллегория эта, так же как и всем видевшим картину в Париже, так и Наполеону, очевидно, показалась ясною и весьма понравилась». Все остальные действия Наполеона (и диалог с придворными, и приказ войскам) также неясны, они кажутся бессмысленными, кукольными – цель, поставленная Толстым, достигнута. Наполеон оказывается лишен психологии не в восприятии вымышленного героя, но за счет сцены с портретом сына[4]. Пожалуй, Наполеон при Бородине – наиболее удачное и мастерское изображение Наполеона у Толстого.
    Литература
    Бендерский И. И. Миссия Балашева и Лев Толстой. Романное слово и историческая рефлексия // Новый мир. 2011. № 11. С. 116-129.
    Богданович М. И. История Отечественной войны 1812 года. В 3 тт. СПб.: Тип. Торгового дома С. Струговщика, Г. Похитонова, Н. Водова и Ко, 1859-1860.
    Гаряйнов А. А. Что такое г. Тьер и нашествие его на Россию. СПб.: Тип. Имп. Академии наук, 1858.
    Греч Н. И. Записки о моей жизни. М.; Л.: Academia, 1930.
    Гулин А. В. Исторические источники в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»: дис. ... канд. филол. наук. М., 1992.
    Гулин А. В. Лев Толстой и пути русской истории. М.: ИМЛИ РАН, 2004.
    Донесение А. И. Чернышева Александру I (1810 г.) // Сборник русского исторического общества. Т. 21. СПб.: Тип. Имп. Академии наук, 1877. С. 1-21.
    Дубровин Н. Ф. Посылка генерал-адъютанта Балашева к императору Наполеону (Собственноручная записка А. Д. Балашева) // Записки Императорской Академии наук. Т. 43. СПб.: Тип. Имп. Академии наук, 1882. С. 14-31 (отд. паг.).
    Зайденшнур Э. Е. «Война и мир» Л. Н. Толстого. Создание великой книги. М.: Книга, 1966.
    История Консульства и Империи, соч. Тьера, бывшего президента Совета министров, члена Палаты депутатов и Французской академии. Перевел с франц. И. Д-ъ. Части I, II и III. Санкт-Петербург. 1845. В тип. Ильи Глазунова и. комп. В 8-ю д. л., 228 стр. // Отечественные записки. 1845. Т. XLIII. № 11. С. 5-8.
    Кони А. Ф. Луи Адольф Тьер. Краткий биографический очерк // Тьер А. История консульства и империи. В 4 тт. / Перевод с франц. А. Ф. Кони. Т. 1. СПб.: Тип. К. И. Жернакова, 1846. С. I-XVI.
    Михайловский-Данилевский А. И. Описание Отечественной войны 1812 года. В 4 ч. СПб.: Тип. Штаба Отдельного Корпуса Внутренней Стражи, 1843.
    Михайловский-Данилевский А. И. Описание первой войны Императора Александра с Наполеоном в 1805 году. СПб.: Тип. Штаба Отдельного Корпуса Внутренней Стражи, 1844.
    Михайловский-Данилевский А. И. Описание второй войны Императора Александра с Наполеоном в 1806 и 1807 годах. СПб.: Тип. Штаба Отдельного Корпуса Внутренней Стражи, 1846.
    Орехов В. В. Русская литература и национальный имидж: Имагологический дискурс в русско-французском литературном диалоге первой половины XIX в. Симферополь: Антиква, 2006.
    Петров М. Н. Новейшая национальная историография в Германии, Англии и Франции: Сравн. ист.-библиогр. обзор. Харьков: Тип. Харьковск. ун-та, 1861.
    Сабуров А. А. «Война и мир» Л. Н. Толстого. Проблематика и поэтика. М.: МГУ, 1959.
    Соболев Л. И. «Искажение действительности», или Как Лев Толстой в «Войне и мире» работал с источниками // Вопросы литературы. 2011. № 6. С. 87-143.
    Соловьев Н. И. Война или мир? Критика нового произведения графа Л. Н. Толстого // Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» в русской критике: Сб. статей. Л.: ЛГУ, 1989. С. 171-193.
    Тарле Е. В. Лев Толстой и миссия генерала Балашева // Тарле Е. В. Сочинения в 12 тт. Т. 11. М.: АН СССР, 1969. С. 752-754.
    Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 тт. Т. 14. Война и мир. Черновые редакции и варианты. Часть вторая. М.: ГИХЛ, 1953.
    Толстой Л. Н. Несколько слов по поводу книги «Война и мир» // Толстой Л. Н. Указ. изд. Т. 16. 1955. С. 7-17.
    Успенский Б. А. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970.
    Чистякова М. Лев Толстой и Франция // Литературное наследство. Т. 31-32. Кн. 2. М.: Журнально-газетное объединение, 1937. С. 981-1025.
    Шкловский В. Б. «Война и мир» Льва Толстого (План исследования) // Новый Леф. 1927. № 10. С. 20-24.
    Шкловский В. Б. Матерьял и стиль в романе Льва Толстого «Война и мир». М.: Федерация, 1928.
    Эйхенбаум Б. М. Толстой в шестидесятые годы // Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой: Исследования, статьи / Сост., вступ. ст., общ. ред. И. Н. Сухих. СПб.: Фак-т филологии и искусств СПбГУ, 2009. С. 467-558.
    Thiers A. Histoire du Consulat et l’Empire faisant suite ` l’Histoire de la Rеvolution fran» aise. Paris: Paulin (volumes 1 ` 16), Paulin, Lheureux et Cie (volumes 17 & 18), Lheureux et Cie (volumes 19 & 20), 1845-1862.
    Thiers A. Histoire de L’Empire. Nouvelle еdition illustrеe en 4 tomes. T. 3. Paris: Lheureux et Cie, 1867.
    Z. [Буренин В. П.] «Война и мир» гр. Л. Н. Толстого. Том четвертый // Санкт-Петербургские ведомости. 1868. 29 марта. С. 1-2.
    Bibliography
    Bendersky I. I. Missiya Balasheva i Lev Tolstoy. Romannoe slovo i istoricheskaya refleksiya [Balashev’s Mission and Leo Tolstoy. Novelistic Word and Historical Reflection] // Noviy mir. 2011. Issue 11. P. 116-129.
    Bogdanovich M. I. Istoriya Otechestvennoy voyny 1812 goda [History of 1812 Patriotic War]. In 3 vols. St. Petersburg: Tip. Torgovogo doma S. Strugovshchika, G. Potikhonova, N. Vodova i Co., 1859-1860.
    Chistyakova M. Lev Tolstoy i Frantsiya [Leo Tolstoy and France] // Literaturnoe nasledstvo [Literary Heritage]. Vols. 31-32. Book 2. Moscow: Zhurnalno-gazetnoe obyedinenie, 1937. P. 981-1025.
    Donesenie A. I. Chernysheva Aleksandru I [Dispatch by A. I. Chernyshev to Alexander I] (1810) // Collected Works of the Russian Historical Society. St. Petersburg: Tip. Imp. Akademii nauk, 1877. Vol. 21. P. 1-21.
    Dubrovin N. F. Posylka general-adyutanta Balasheva k imperatoru Napoleonu (Sobstvennoruchnaya zapiska A. D. Balasheva) [Parcel by Adjutant General Balashev to Emperor Napoleon (Genuine Message by A. D. Balashev)] // Messages of the Emperor’s Academy of Sciences. St. Petersburg: Tip. Imp. Akademii nauk, 1882. Vol. 43. P. 14-31 (otd. pag.)
    Eihenbaum B. M. Tolstoy v shestidesyatie gody [Tolstoy in the Sixties] // Eihenbaum B. M. Lev Tolstoy: issledovaniya, statyi [Leo Tolstoy: Research and Articles] / Ed., introduction by I. N. Sukhikh. St. Petersburg: Fak-t filologii i iskusstv SPbGU, 2009. P. 467-558.
    Garyaynov A. A. Chto takoe g. Tier i nashestvie ego na Rossiyu [What is Mr. Thiers and his Invasion into Russia]. St. Petersburg: Tip. Imp. Akademii nauk, 1858.
    Grech N. I. Zapiski o moey zhizni [Notes about My Life]. Moscow, Leningrad: Academia, 1930.
    Gulin A. V. Istoricheskie istochniki v romane L. N. Tolstogo Voyna i mir [Historical Sources in L. N. Tolstoy’s Novel War and Peace]: Thesis of a Candidate of Philology. Moscow, 1992.
    Gulin A. V. Lev Tolstoy i puti russkoy istorii [Leo Tolstoy and Russian History Paths]. Moscow: IMLI RAN, 2004.
    Istoriya Konsulstva i Imperii, soch. Tiera, byvshego presidenta Soveta ministrov, chlena Palaty deputatov i Frantsuzskoy akademii [History of the Consulate and Empire, Narration by Thiers, Former President of the Council of Ministers, Member of the Deputies Chamber and French Academy]. Translated from French I. D-y. Parts I, II and III. St. Petersburg. 1845. V tip. Ilyi Glazunova i komp. V 8-yu d. l., 228 pages // Otechestvennie zapiski. 1845. Vol. 43. Issue 11. P. 5-8.
    Koni A. F. Lui Adolf Tier. Kratkiy biograficheskiy ocherk [Louis-Adolphe Thiers. Brief Biographical Sketch] // Thiers A. Istoriya Konsulstva i Imperii [History of the Consulate and Empire]. In 4 vols. / Translation from French by A. F. Koni. Vol. 1. St. Petersburg: Tip. K. I. Zhernakova, 1846. P. 1-16.
    Mikhailovsky-Danilevsky A. I. Opisanie Otechestvennoy voyny 1812 goda [Description of the Patriotic War of 1812]. In 4 parts. St. Petersburg: Tip. Shtaba Otdelnogo Korpusa Vnutrenney Strazhi, 1843.
    Mikhailovsky-Danilevsky A. I. Opisanie pervoy voyny Imperatora Aleksandra s Napoleonom v 1805 godu [Description of Emperor Alexander’s First War with Napoleon in 1805]. St. Petersburg: Tip. Shtaba Otdelnogo Korpusa Vnutrenney Strazhi, 1844.
    Mikhailovsky-Danilevsky A. I. Opisanie vtoroy voyny Imperatora Aleksandra s Napoleonom v 1806 i 1807 godakh [Description of Emperor Alexander’s Second War with Napoleon in 1806 and 1807 years]. St. Petersburg: Tip. Shtaba Otdelnogo Korpusa Vnutrenney Strazhi, 1846.
    Orekhov V. V. Russkaya literatura i natsionalniy imidzh: Imagologichsekiy diskurs v russko-frantsuzskom literaturnom dialoge pervoy poloviny XIX v. [Russian Literature and National Image: Imagological Discourse in the Russian and French Literature Dialogue in the First Half of the 19th Century]. Simferopol: Antikva, 2006.
    Petrov M. N. Noveyshaya natsionalnaya istoriografiya v Germanii, Anglii i Frantsii: Sravn. ist-bibliogr. obzor [Modern National Historiography in Germany, England and France: Comparative Historical and Bibliographical Review]. Kharkov: Tip. Kharkovsk. un-ta, 1861.
    Saburov A. A. Voyna i mir L. N. Tolstogo. Problematika i poetika [L. N. Tolstoy’s War and Peace. Problematics and Poetics]. Moscow: MGU, 1959.
    Shklovsky V. B. Voyna i mir Lva Tolstogo (Plan issledovaniya) [Leo Tolstoy’s War and Peace (Research Plan)] // Noviy Lef. 1927. Issue 10. P. 20-24.
    Shklovsky V. B. Materyal i stil v romane Lva Tolstogo Voyna i mir [Material and Style in Leo Tolstoy’s Novel War and Peace]. Moscow: Federatsiya, 1928.
    Sobolev L. I. Iskazhenie deystvitelnosti, ili Kak Lev Tolstoy v Voyne i mire rabotal s istochnikami [Reality Distortion or How Leo Tolstoy Worked with Sources in the War and Peace] // Voprosy literatury. 2011. Issue 6. P. 87-143.
    Solovyov N. I. Voyna ili mir? Kritika novogo proizvedeniya grafa L. N. Tolstogo [War or Peace? Criticism for the New Work by Count L. N. Tolstoy] // Roman L. N. Tolstogo Voyna i mir v russkoy kritike [L. N. Tolstoy’s Novel War and Peace in the Russian Criticism]. Collection of articles. Leningrad: LGU, 1989. P. 171-193.
    Tarle E. V. Lev Tolstoy i missiya generala Balasheva [Leo Tolstoy and General Balashev’s Mission] // Tarle E. V. Collected works in 12 vols. Vol. 11. Moscow: AN SSSR, 1969. P. 752-754.
    Thiers A. Histoire du Consulat et l’Empire faisant suite ` l’Histoire de la Rеvolution fran» aise. Paris: Paulin (volumes 1 ` 16), Paulin, Lheureux et Cie (volumes 17 & 18), Lheureux et Cie (volumes 19 & 20), 1845-1862.
    Thiers A. Histoire de L’Empire. Nouvelle еdition illustrеe en 4 tomes. T. 3. Paris: Lheureux et Cie, 1867.
    Tolstoy L. N. Complete works in 90 vols. Vol. 14. Voyna i mir. Chernovie redaktsii i varianty [War and Peace. Rough Versions and Variants]. Part Two. Moscow: GIHL, 1953.
    Tolstoy L. N. Neskolko slov po povodu knigi Voyna i mir [Some Words about the Book Entitled War and Peace] // Tolstoy L. N. Collected works. Vol. 16. 1955. P. 7-17.
    Uspensky B. A. Poetika kompozitsii [Composition Poetics]. Moscow: Iskusstvo, 1970.
    Z. [Burenin V. P.] Voyna i mir gr. L. N. Tolstogo [Count L. N. Tolstoy’s War and Peace] // Sankt-Peterburgskie vedomosti. 29 March, 1868. P. 1-2.
    Zaydenshnur E. E. Voyna i mir L. N. Tolstogo. Sozdanie velikoy knigi [L. N. Tolstoy’s War and Peace. Grand Book Creation]. Moscow: Kniga, 1966.