Содержание
Select year
 
Все журналы
2017 года
Номер 1
№ 1
Номер 2
№ 2
Номер 3
№ 3


Заголовок формируется программно
 

    Раздел: Филология в лицах
    Рубрика: Б. Г. Реизов
    Страницы: 221-256
    Автор: Татьяна Викторовна СОКОЛОВА, доктор филологических наук, профессор кафедры истории зарубежных литератур Санкт-Петербургского государственного университета. Сфера научных интересов – история французской литературы ХIХ века, компаративистика. Автор книг «Философская поэзия А. де Виньи» (1981), «От романтизма к символизму. Очерки истории французской поэзии» (2005), «Многоликая проза романтического века во Франции» (2013), «Грани творческой жизни: очерки о Шарле Бодлере» (2015) и многих статей. Email: tavissvs@mail.ru.
    Author: Tatyana Viktorovna SOKOLOVA, Doctor of Philology, Professor at the Department of the History of Foreign Literatures at St. Petersburg State University. Academic interests include the history of 19th century French literature and comparative studies. She is the author of the books From Romanticism to Symbolism. Essays in the History of French Poetry [Ot romantisma k simvolizmu. Ocherki istorii frantsuzskoy poezii] (2005), The Many Faces of Romanic Era Prose in France [Mnogolikaya proza romanticheskogo veka vo Frantsii] (2013), Facets of the Creative Life: Essays on Charles Baudelaire [Grani tvorcheskoy zhizni: ocherki o Sharle Bodlere] (2015) and a number of articles. Email: tavissvs@mail.ru
    Название: В русле традиции, но не по течению
    Title: Flowing with Tradition Yet Not Downstream
    Аннотация: Объект исследований Б. Реизова – европейские литературы ХIХ века в широком культурно-историческом контексте, компаративистика, методология. Вопреки расхождениям с методологией 1950-1970-х годов, его труды были плотно включены в европейский научный дискурс. Попытки позиционировать ученого как предвестника Бурдье спорны.
    Abstract: The article analyzes the main lines of research by the eminent philologist B. Reizov. These include 19th century European literatures in a broad cultural and historical context and comparative studies, which he regarded as one of European literary studies’ greatest achievements. Even during the crackdown on ‘rootless cosmopolitans’, he continued his comparative research. His unorthodox ideas, running counter to official methodology, earned him the reputation of an enfant terrible although his work became a set part of academic discourse at home and abroad.
    Attempts are currently under way to position Reizov not only as the successor to the tradition begun by A. Veselovsky (of which there is no doubt) but also as a forerunner to P. Bourdieu. While some features appear to coincide (the focus on 19th century realism and, in particular, on Flaubert’s novel Sentimental Education regarded by Bourdieu as an ideal illustration of the ‘literary field’ theory), it is only Reizov’s multiple dimensional philological analysis that provides insight into Flaubert’s novel as a complete literary text and into time in the novel in particular, while for Bourdieu time is merely a factor in the manoeuvres of the author-as-‘literary-agent’ en route to pragmatic success.
    Ключевые слова / Keywords: Б. Реизов, П. Бурдье, методология литературоведения, культурно-историческая традиция, компаративистика, B. Reizov, P. Bourdieu, methodology of literary studies, cultural and historical tradition, comparative studies.
    Фрагмент
    Современность памятника литературы, как и долголетие произведения искусства, определяются не датой создания, а их «присутствием в духовной жизни» человеческих поколений, – этой мыслью пронизана статья Бориса Георгиевича Реизова «Наука о литературе и читатель» [Реизов. Наука о литературе... 13]. Критерий, предлагаемый ученым, применим и к литературоведческим трудам самого автора высказывания.
    С тех пор как он ушел из жизни, многое изменилось. Новое лицо на рубеже столетий обрела и отечественная филология, приобщившись к приемам литературной критики и методикам исследования, которые после десятилетий идеологического единомыслия были восприняты у нас как «современные». К счастью, разрушительная горячность уже почти улеглась, и память о недавнем интеллектуальном опыте возвращается, настоятельно побуждая обратиться по крайней мере к некоторым трудам наших вчерашних учителей.
    Научная деятельность Реизова продолжалась более полувека. Широта интересов на время затруднила будущему филологу выбор между музыкой, экономикой, социологической эстетикой ХVIII века, классической филологией, русской литературой, а затем между медиевистикой, итальянским Ренессансом и западноевропейскими литературами ХIХ века (вначале английской, затем немецким романтизмом, французским романом). Однако ни одно из этих ранних увлечений не прошло бесследно, они в своей совокупности стали предпосылкой редкой эрудиции ученого и позднее реализовались во многих публикациях, как, например, глава «Социология искусства» из второй книги трилогии о Стендале [Реизов 1974], очерк «У истоков романтической эстетики. Античность и романтизм» [Реизов 1970: 3-23] и его французская версия [Reizov 1969: 191-208] и др.
    Постепенно в тематическом спектре исследований для Реизова определились доминантные звучания и сопутствующие «голоса». Магистральными стали история европейских литератур ХIХ века и компаративистика, а отзвуки других  интересов филолога – музыки, истории эстетических идей – оформились в интермедиальные исследования: «Музыкально-критические произведения Стендаля» (1959), «Музыка в эстетике в творчестве Стендаля» (1975), «Литература и музыка. Контакты и взаимодействия» (1975), а также глава «Музыка» в книге о Стендале (1974). В определенном смысле обе ветви – история литератур и сравнительные исследования – если не равнозначны, то очень значимы для той методологии исследования, которой с самого начала придерживается Реизов: это изучение литературы в широком культурно-историческом контексте. Уже к началу 1930-х был обозначен курс, под знаком которого будет развиваться его научная деятельность: первая публикация – о западных источниках романа Достоевского «Униженные и оскорбленные» – стала своего рода заявкой на компаративистику, а последовавшие за ней статьи о творчестве Стендаля, Мериме, Бальзака, Шамфлери указывали на устойчивый интерес к западноевропейской литературе ХIХ века.
    После того как в 1939 году докторская диссертация о творчестве Бальзака оформляется и выходит в виде книги, публикации молодого ученого привлекают внимание своей неординарностью, которая проявляется и в высказываемых им точках зрения, и в аргументации, основанной на глубоком знании литературы, культуры и истории изучаемой эпохи, а не на цитировании классиков марксизма-ленинизма. А филологи-зарубежники были объектом особенно бдительного внимания, так как считались более подверженными «чуждому западному влиянию». Как в этих условиях оказалось возможным остаться независимым в своих научных убеждениях исследователем, человеком, не стремящимся встроиться в «руководящую и направляющую» партию, как сметь развивать научную концепцию, если она не вполне отвечает установкам идеологических кураторов, как вообще иметь свою точку зрения? Наконец, как не стать жертвой репрессий и при этом избежать участия в кампаниях по разоблачению разных «врагов народа»?
    Борису Георгиевичу удалось обойти это опасные рифы. Более того, не будучи членом КПСС, он заведовал кафедрой истории зарубежных литератур (1960-1976) и, что совсем противоречило принятым тогда нормам, получил должность декана филологического факультета, который и возглавлял в 1962-1968 годах, был избран членом-корреспондентом АН СССР (1970), удостоен государственной премии СССР (1974) и звания Заслуженного деятеля науки РСФСР. Высокий профессионализм ученого возобладал над обстоятельствами идеологического порядка.
    При колоссальном многообразии проблематики европейских литератур, рассматриваемой в широком временном диапазоне, работы ученого составляют единство, нечто вроде мозаики, элементы которой складываются в гармоничную картину. Здесь все выстраивается по вектору общего концептуального и методологического стержня – культурно-исторической интерпретации явлений литературы. Насыщенность работ конкретными наблюдениями не является самодостаточной, а эрудиция их автора, поднимаясь над уровнем фактологии, всегда дает импульс к анализу, идущему от частных явлений в их причинно-следственных взаимодействиях – к выводам о закономерностях общего характера, к построению концепции; эрудиция побуждает и к поискам методологии исследования. Этим ученый и отличается от человека, слывущего эрудитом: эрудит поражает знанием огромной массы фактов самих по себе, тогда как создание концепции на основании фактов доступно только ученому.
    Литература
    Балахонов В. Е. Б. Г. Реизов и его научное наследие // Реизов Б. Г. История и теория литературы. Л.: Наука, 1986. С. 12-13.
    Бейнарович О. Л., Ковалева И. С. Список опубликованных работ чл.-корр. АН СССР профессора Б. Г. Реизова // Художественное сознание и действительность: Межвузовский сб. СПб.: СПбГУ, 2004. С. 32-57.
    Володина И. П. Б. Г. Реизов как исследователь итальянской литературы // Володина И. П. Итальянская литература сквозь века. СПб.: СПбГУ, 2004. С. 233-240.
    Данилевский Р. Ю. Уроки Б. Г. Реизова (труды по сравнительному литературоведению) // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2012. № 6. С. 66-68.
    Зенкин С. Теория писательства и письмо теории, или Филология после Бурдье // Новое литературное обозрение. 2003. № 2 (60). С. 30-37.
    Лукьянец И. В. Сравнительное литературоведение в трудах Б. Г. Реизова // Реизов Б. Г. Труды по сравнительному литературоведению. СПб.: СПбГУ, 2011. С. 3-16.
    Полубояринова Л. Н. Немецкоязычный реализм: к проблеме «литературного поля» (А. В. Михайлов и Пьер Бурдье) // Русская германистика. Ежегодник Российского союза германистов. Т. 1. М.: Языки русской культуры, 2004. С. 148-156.
    Полубояринова Л. Н. «Так молодой писатель стал героем дня...»: Начало творческого пути Л. фон Захера-Мазоха в свете теории литературного поля П. Бурдье // Художественное сознание и действительность / Межвузовский сборник. СПб.: СПбГУ, 2004. С. 288-301.
    Реизов Б. Г. К истории романтического урбанизма: «Исповедь» Жюля Жанена и «Отец Горио» Бальзака // Из истории русских литературных отношений ХVIII-ХХ веков: Cб. ст. в честь В. А. Десницкого. Л.: Наука, 1959. С. 132-140.
    Реизов Б. Г. Бальзак. Л.: ЛГУ, 1960.
    Реизов Б. Г. Между классицизмом и романтизмом. Спор о драме в период Первой империи. Л.: ЛГУ, 1962.
    Реизов Б. Г. Об изучении литературы в современную эпоху // Русская литература. 1965. № 1. С. 3-15.
    Реизов Б. Г. У истоков романтической эстетики. Античность и романтизм // Из истории европейских литератур. Л.: ЛГУ, 1970. С. 3-23.
    Реизов Б. Г. Петрюс Борель // Борель П. Шампавер. Безнравственные рассказы. Л.: Наука, 1971. С. 167-188.
    Реизов Б. Г. Стендаль. Философия истории. Политика. Эстетика. Л.: Наука, 1974. С. 114-151.
    Реизов Б. Г. Французский роман ХIХ века. М.: Высшая школа, 1977.
    Реизов Б. Г. Вопросы периодологии в истории литературы // Реизов Б. Г. История и теория литературы. Л.: Наука, 1986. С. 262-275.
    Реизов Б. Г. О литературных направлениях // Реизов Б. Г. История и теория литературы. С. 231-261.
    Реизов Б. Г. Франция // История эстетической мысли. В 6 тт. Т. 3. Европа и Америка. Конец XVII – первая половина XIX века. М.: Искусство, 1986. С. 239-258.
    Реизов Б. Г. Мировоззрение и творчество // Реизов Б. Г. Историко-литературные исследования. Л.: ЛГУ, 1991. С. 44-64.
    Реизов Б. Г. Наука о литературе и читатель // Реизов Б. Г. Историко-литературные исследования. С. 9-26.
    Реизов Б. Г. Поэтика П. С. Баланша // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1994. Вып. 3. С. 47-57.
    Реизов Б. Г. «Современная литература» и ее язык в эстетической концепции П. С. Баланша // Художественное сознание и действительность: Межвузовский сб. СПб.: СПбГУ, 2004. С. 15-31.
    Реизов Б. Г. Сравнительное изучение литературы // Труды по сравнительному литературоведению. С. 17-57.
    Реизов Б. Г. Сравнительное литературоведение во Франции в период между двумя мировыми войнами // Труды по сравнительному литературоведению. С. 58-93.
    Реизов Б. Г. Русские эпизоды в творчестве Стендаля // Труды по сравнительному литературоведению.  С. 388-432.
    Bourdieu P. Les rfgles de l’art: genfse et structure du champ littеraire. Paris: Editions du Seuil, 1992.
    Etiemble R. Le mythe de Rimbaud. Structure du mythe. Paris: Gallimard, 1961.
    Fortin A., Saint-Jacques D. Pierre Bourdieu: les rfgles de l’art // Nuit blanche, magazine littеraire. 1993. № 51. P. 74-75.
    Freyburger M. B. G. Rеizov. Stendhal: Philosophie de l’histoire – Politique – Esthеtique. Lеningrade, Editions Naouka, 1974, 372 p. // Stendhal Сlub. 1975. № 67. P. 268-277.
    Handbuch Komparatistik. Theorien, Arbeitsfelder, Wissenspraxis / Hg. von R. Zymmer, A. Hnlter. Stuttgart: Metzler, 2013.
    Labriolle Fr. B. G. Rеizov. Sur les littеratures europеennes. Recueil d’articles // Revue d’histoire littеraire de la France. 1972. № 4. P. 544-545.
    Poulet G. Prеface // Richard J. P. Stendhal et Flaubert. Littеrature et sensation. Paris: Editions du Seuil, 1954. P. 9-12.
    Rеizov B. Les origines de l’esthеtique romantique: l’Antiquitе et le romantisme / Actes du V Congrfs de l’Association internationale de littеrature comparеe. Amsterdam, 1969. P. 191-208.
    Reizov B. Episodes russes dans l’oeuvre de Stendhal. Sur les traces de Henri Beyle dit Stendhal. Paris: Solibel France, 1995.
    Van Tieghem Ph. Les grandes doctrines littеraires en France. Paris: Presses Universitaires de France, 1963.
    Bibliography
    Balakhonov V. E. B. G. Reizov i ego nauchnoe nasledie [B. G. Reizov and His Scientific Heritage] // Reizov B. G. Istoriya i teoriya literatury [History of Literature and Theory of Literature]. Leningrad: Nauka, 1986. P. 12-13.
    Beynarovich O. L., Kovaleva I. S. Spisok opublikovannykh rabot chl.-corr. AN SSSR professora B. G. Reizova [List of Published Works by Corresponding Member of the Academy of Sciences of the USSR Professor B. G. Reizov] // Khudozhestvennoe soznanie i deystvitelnost’ [Artistic Consciousness and Reality]: Mezhvuzovskiy sb. St. Petersburg: SPbGU, 2004. P. 32-57.
    Bourdieu P. Les rfgles de l’art: genfse et structure du champ littеraire. Paris: Seuil, 1992.
    Danilevsky R. Yu. Uroki B. G. Reizova (Trudy po sravnitelnomu literaturovedeniyu) [B. G. Reizov’s Lessons (Works in Comparative Literary Studies)] // Izvestiya RAN. Seriya literatury i yazyka. [Literature and Language Series]. 2012. Issue 6. P. 66-68.
    Etiemble R. Le mythe de Rimbaud. Structure du mythe. Paris: Gallimard, 1961.
    Fortin A., Saint-Jacques D. Pierre Bourdieu: les rfgles de l’art // Nuit blanche, magazine littеraire. 1993. № 51. P. 74-75.
    Freyburger M. B. G. Rеizov. Stendhal: Philosophie de l’histoire – Politique – Esthеtique. Lеningrade, Editions Naouka, 1974, 372 p. // Stendhal Сlub. 1975. № 67. P. 268-277.
    Handbuch Komparatistik. Theorien, Arbeitsfelder, Wissenspraxis / Hg. von R. Zymmer, A. Hnlter. Stuttgart: Metzler, 2013.
    Labriolle Fr. B. G. Rеizov. Sur les littеratures europеennes. Recueil d’articles // Revue d’histoire littеraire de la France. 1972. № 4. P. 544-545.
    Lukyanets I. V. Sravnitelnoe literaturovedenie v trudah B. G. Reizova [Comparative Literature Studies in B. G. Reizov’s Works] // Reizov  B. G. Trudy po sravnitelnomu literaturovedeniyu [Works in Comparative Literature Studies]. St. Petersburg: SPbGU, 2011. P. 3-16.
    Poluboyarinova L. N. Nemetskoyazychniy realism: k probleme literaturnogo polya [German Language Realism: about the Problem of Active Field in Literature] (A.V. Mikhailov and Pierre Bourdieu) // Russkaya Germanistika. Ezhegodnik Rossiyskogo soyuza germanistov [Russian German Philology. Yearbook of the Russian Union of German Scholars]. Vol. 1. Moscow: Yazyki russkoy kultury, 2004. P. 148-156.
    Poluboyarinova L. N. Tak molodoy pisatel stal geroem dnya...: Nachalo tvorcheskogo puti L. von Sacher-Masocha v svete teorii literaturnogo polya P. Burdye [This is How a Young Writer Has Become the Man of the Hour...: L. von Sacher-Masoch’s Career Starting in the Light of P. Bourdieu’s Active Field in Literature Theory] // Khudozhestvennoe soznanie i deystvitelnost’ [Artistic Consciousness and Reality] / Mezhvuzovskiy sb. St. Petersburg: SPbGU, 2004, P. 288-301.
    Poulet G. Prеface // Richard J. P. Stendhal et Flaubert. Littеrature et sensation. Paris: Editions du Seuil, 1954. P. 9-12.
    Reizov B. Episodes russes dans l’oeuvre de Stendhal. Sur les traces de Henri Beyle dit Stendhal. Paris: Solibel France, 1995.
    Reizov B. G. K istorii romanticheskogo urbanisma: Ispoved’ Zhyulya Zhanena i Otets Gorio Balzaka [To the History of Romantic Urbanism: Confession by Jules Janin and Father Goriot by Balzac] // Iz istorii russkikh literaturnykh otnosheniy XVIII-XX vekov [From the History of Russian Literary Relations of the 18th-20th Centuries]: Collection of Articles in Honor of V. A. Desnitsky. Leningrad: Nauka, 1959. P. 132-140.
    Reizov B. G. Balzak [Balzac]. Leningrad: LGU, 1960.
    Reizov B. G. Mezhdu klassitsizmom i romantizmom. Spor o drame v period Pervoy imperii [Between Classicism and Romanticism. Dispute about Drama during the First Empire]. Leningrad: LGU, 1962.
    Reizov B. G. Ob izuchenii literatury v sovremennuyu epokhu [On Literature Studies in the Modern Age] // Russkaya literatura. 1965. Issue 1. P. 3-15.
    Reizov B. G. U istokov romanticheskoy estetiki. Antichnost’ i romantism [At the Origins of Romantic Aesthetic. Antiquity and Romanticism] // Iz istorii evropeyskikh literatur [From the History of European literatures]. Leningrad: LGU, 1970. P. 3-23.
    Reizov B. G. Petryus Borel [Petrus Borel] // Borel P. Shampaver. Beznravstvennie rasskazy [Champavert. Immoral Stories]. Leningrad: Nauka, 1971. P. 167-188.
    Reizov B. G. Stendal. Filosofiya istorii. Politika. Estetika [Stendhal. History’s Philosophy. Politics. Aesthetic]. Leningrad: Nauka, 1974. P. 144-151.
    Reizov B. G. Frantsuzskiy roman XIX veka [French Novel of the 19th Century]. Moscow: Vysshaya shkola, 1977.
    Reizov B. G. Frantsiya [France] // Istoriya esteticheskoy mysli [Aesthetic Thought History]. In 6 vols. Vol. 3. Evropa i Amerika. Konets XVII – pervaya polovina XIX veka [Europe and America. The end of the 17th – the first half of the 19th century]. Moscow: Iskusstvo, 1986. P. 239-258.
    Reizov B. G. O literaturnykh napravleniyakh [On Literary Schools] // Reizov B. G. Istoriya i teoriya literatury [History of Literature and Theory of Literature]. Leningrad: Nauka, 1986. P. 231-261.
    Reizov B. G. Voprosy periodologii v istorii literatury [Periodology’s Issues in Literary History] // Reizov B. G. Istoriya i teoriya literatury [History of Literature and Theory of Literature]. Leningrad: Nauka, 1986. P. 262-275.
    Reizov B. G. Mirovozzrenie i tvorchestvo [Worldview and Creation] // Reizov B. G. Istoriko-literaturnie issledovaniya [Historical and Literary Research]. Leningrad: LGU, 1991. P. 44-64.
    Reizov B. G. Nauka o literature i chitatel [Literature Studies and Reader] // Reizov B. G. Istoriko-literaturnie issledovaniya [Historical and Literary Research]. Leningrad: LGU, 1991. P. 9-26.
    Reizov B. G. Poetika P. S. Balansha [P. S. Ballanche’s Poetics] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. 1994. Issue 3. P. 47-57.
    Reizov B. G. Sovremennaya literatura i ee yazyk v esteticheskoy kontseptsii P. S. Balansha [Contemporary Literature and its Language in P. S. Ballanche’s Aesthetic Conception] // Khudozhestvennoe soznanie i deystvitelnost’ [Artistic Consciousness and Reality]: Mezhvuzovskiy sb. St. Petersburg: SPbGU, 2004. P. 15-31.
    Reizov B. G. Russkie epizody v tvorchestve Stendalya [Russian Episodes in Stendhal’s Works] // Trudy po sravnitelnomu literaturovedeniyu [Works in Comparative Literature Studies]. St. Petersburg: SPbGU, 2011. P. 388-432.
    Reizov B. G. Sravnitelnoe izuchenie literatury [Literature’s Comparative Studies] // Trudy po sravnitelnomu literaturovedeniyu [Works in Comparative Literature Studies]. St. Petersburg: SPbGU, 2011. P. 17-57.
    Reizov B. G. Sravnitelnoe literaturovedenie vo Frantsii v period mezhdu dvumya mirovymi voynami [Comparative Literature  Studies in France between the two World Wars] // Trudy po sravnitelnomu literaturovedeniyu [Works in Comparative Literature Studies]. P. 58-93.
    Rеizov B. Les origines de l’esthеtique romantique: l’Antiquitе et le romantisme / Actes du V Congrfs de l’Association internationale de littеrature comparеe. Amsterdam, 1969. P. 191-208.
    Van Tieghem Ph. Les grandes doctrines littеraires en France. Paris: Presses Universitaires de France, 1963.
    Volodina I. P. B. G. Reizov kak issledovatel italyanskoy literatury [B. G. Reizov as the Researcher of Italian Literature] // Volodina I. P. Italyanskaya literatura skvoz’ veka [Italian Literature through Ages]. St. Petersburg: SPbGU, 2004. P. 233-240.
    Zenkin S. Teoriya pisatelstva i pismo teorii, ili Filologiya posle Burdye [Theory of Authorship and Letter of Theory or Philology after Bourdieu] // Novoe literaturnoe obozrenie. 2003. Issue 2 (60). P. 30-37.