Содержание
Select year
 
Все журналы
2017 года
Номер 1
№ 1
Номер 2
№ 2
Номер 3
№ 3
Номер 4
№ 4


Заголовок формируется программно
 

    Раздел: Теория: проблемы и размышления
    Страницы: 44-78
    Автор: Татьяна Александровна КАСАТКИНА, доктор филологических наук, литературовед. Основная сфера научных интересов – проблемы поэтики Достоевского. Автор книг «О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа “реализма в высшем смысле”» (2004), «Священное в повседневном: Двусоставный образ в произведениях Ф. М. Достоевского» (2015), а также ряда работ по теории и истории литературы. Email: t-kasatkina@yandex.ru
    Author: Tatyana Aleksandrovna KASATKINA, Doctor of Philology, literary historian. Academic interests include Dostoevsky’s poetics. She is the author of the books On the Creative Nature of the Word. The Ontology of the Word in F. M. Dostoevsky’s Works as the Basis for ‘Realism in the Highest Sense’  [O tvoryashchey prirode slova. Ontologichnost slova v tvorchestve F. M. Dostoevskogo kak osnova ‘realizma v vysshem smysle’] (2004), The Sacred in Everyday Life: The Twofold Image in Dostoevsky’s Works [Svyashchennoe v povsednevnom: Dvusostavniy obraz v proizvedeniyakh Dostoevskogo] (2015) and a number of studies on literary theory and the history of literature. Email: t-kasatkina@yandex.ru
    Название: Что считать событием биографии? История любви к Мадонне: Пушкин, Достоевский, Блок
    Title: What Constitutes an Event in Biography? The History of Loving the Madonna: Pushkin, Dostoevsky, Blok
    Аннотация: В статье ставится проблема биографии не как «рассказа о бывшем», но как «записи в живом», истории трансформации личности. Соответственно меняется критерий истинности события. Он состоит не в том, что событие может зафиксировать сторонний наблюдатель, но в том, что после события человек не остается прежним.
    Abstract:Biography here is considered not ‘an account of the past’ but ‘a record of being alive’, a history of personal transformation. As a result, the condition for an event’s authenticity becomes not that it can be recorded and confirmed by an outside observer but that after it the person who has experienced it is no longer the same. The concept of the researcher’s personal scale is introduced, which allows or prevents the recording of a subject’s true motives. The existential levels on which a biographical event may occur and have an impact (life event, creative event, psychological experience) are analyzed and included in a single biographical story line. Different participants in a single event are seen to experience it at different levels so that their memories of it and the impact it has upon them do not coincide. Starting from these theoretical premises, the history of loving the Madonna is examined as seen in the lives of three writers and as a single theme in Russian literature and culture that is developed in the biographies of Pushkin, Dostoevsky and Blok.
    Ключевые слова / Keywords: любовь к Мадонне, А. Пушкин, Ф. Достоевский, А. Блок, событие биографии, личностная шкала исследователя, трансформация личности, A. Pushkin, F. Dostoevsky, A. Blok, loving the Madonna, biographical event, researcher’s personal scale, personal transformation.
    Фрагмент
    Часто случается, что на людей, которые не являются «значимыми» («значимыми» для какой-нибудь человеческой общности, которая будет отстаивать их заведомое превосходство над любым возможным биографом), а оказываются всего-навсего «заметными», их собственный биограф смотрит свысока, крайне приземленно объясняя мотивы тех или иных их поступков, обстоятельства тех или иных событий их жизни. Но если вглядеться в суть проблемы, дело здесь даже не в том, смотрит он на них снизу вверх или сверху вниз, а в том, насколько соответствует шкала биографа шкале тех, о ком он пишет. В исследованиях, посвященных биографии, как и вообще в гуманитарных науках, исследователь (биограф ли, интерпретатор ли) – это инструмент своего собственного познания и, соответственно, единственный измерительный инструмент, который он имеет в своем распоряжении. И если на его шкале попросту нет целого ряда делений, то ему нечем измерять события и состояния, которые на эти деления приходятся. В лучшем случае он относит такие события и состояния по разряду необъяснимых и недостоверных, а то и «придуманных», в худшем – описывает в рамках доступных ему делений.
    Множество биографий самых необыкновенных людей, которые мы получили за последнее время, остаются в пределах той (как правило, очень стандартной) шкалы, которая наличествует у биографа. И поэтому слишком многое в их жизни оказывается абсолютно за пределами того, что было воспринято биографом и, соответственно, представлено им нам. В этом смысле чрезвычайно показательны, например, биографические работы о Достоевском одного известного его биографа: всякий раз, когда тот пишет о честолюбии (а на самом деле, как явствует из изложения, о неприкрытом тщеславии) и амбициозности как побудительных мотивах действий Достоевского, перед читателем, сколько-нибудь знакомым с автором, появляется, как живой, именно образ автора, а вовсе не образ Достоевского. То есть биография зачастую гораздо больше говорит нам о писавшем ее авторе, чем о ее герое.
    Это первое, что необходимо зафиксировать в нашем сознании, прежде чем начать разговор о конкретных биографиях.
    Второе, без чего нам также не обойтись, – это определение того, что является и что называется событием жизни, – и понимание события творчества как события жизни. И дело здесь не только в том, что «слова поэта суть уже его дела», как говорил Пушкин (по свидетельству Гоголя), но в том, что творческое событие действительно и несомненно формирует дальнейший ход человеческой жизни, что неоднократно замечали и сообщали о себе самые разные творцы. А с другой стороны, проживаемая жизнь, события этой жизни иногда совершенно меняют ракурс восприятия прежде заявленной художником темы – причем такой темы, которая, в силу своего мистического, а иногда прямо «фантастического» характера, казалось бы, имела исчезающе мало отношения к тому, что мы привыкли называть «реальной жизнью», и в силу этого, как правило, радикально отрывалась исследователями от линии событий «низкой жизни».
    Перед нами настойчиво встает проблема определения того, что есть событие жизни, и уровней, на которых происходит это событие, – потому что событие жизни заведомо воспринимается теми, кто его проживает, на самых разных уровнях, и то, что для одного определяется причинами и целями вполне и исключительно бытовыми, для другого, проживающего то же самое событие, будет иметь абсолютно иные причины и иные цели, которые, естественно, не имеют никаких шансов оказаться на страницах воспоминаний первого участника событий.
    В этом смысле чрезвычайно характерно высказывание, брошенное Ахматовой по поводу мемуаров Любови Дмитриевны Менделеевой-Блок: «Тебя любили Блок и Белый. Помолчи». Высказывание это было вызвано нежеланием слушать о событиях, о которых уже рассказано на совсем других уровнях, на уровне их, так сказать, исключительно бытовой подкладки, в то время как Любовь Дмитриевна, вполне сознательно и осознанно бунтуя против того, что во всех этих историях в ней от той, какой она видела себя сама, оставалось очень мало, пыталась показать, как все это выглядело, с ее точки зрения, «на самом деле». Она показывает какой-то совершенно другой уровень по видимости того же самого события – но из описываемых ею событий, в свою очередь, «исчезают» и Блок, и Белый, как они видели себя сами.
    Литература
    Блок А. Письма к жене. Литературное наследство. Т. 89. М.: Наука, 1978.
    Васильев Б. А. Духовный путь Пушкина. М.: Sam & Sam, 1994.
    Джемс В. Многообразие религиозного опыта. Лекция 3 // URL: http://psylib.org.ua/books/james01/txt03.htm.
    Достоевский Ф. М. Бесы. Заметки. Характеристики. Планы. Сюжеты. Диалоги> // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30 тт. Т. 11. Л.: Наука, 1974. С. 64-308.
    Достоевский Ф. М. Указ. изд. Т. 28 (1). Письма 1832-1859. 1985.
    Касаткина Т. «Мир спасет красота...» // URL: http://www. rodon.org/relig-110216112516.
    Касаткина Т. О творящей природе слова: Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М.: ИМЛИ РАН, 2004.
    Михайлов А. В. Варианты эпического стиля в литературах Австрии и Германии // Михайлов А. В. Языки культуры. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 339-376.
    Михайлов А. В. Судьба вещей и натюрморт // Михайлов А. В. Обратный перевод. Русская и западно-европейская культура: проблемы взаимосвязей. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 46-57.
    Новиков Владимир. Александр Блок. М.: Молодая гвардия, 2010. (ЖЗЛ).
    Орлов Вл. Сны и явь // Блок А. Указ. соч. С. 11-32.
    Скляров О. Н. «Гляжу на грубые ремесла...» В. Ходасевича как постсимволистский текст // Вестник ПСТГУ III: Филология, 2011. Вып. 4 (26). С. 56-65.
    Сурат И. «Жил на свете рыцарь бедный...» М.: Московское культурологическое общество, 1990.
    Турбин В. Н. Незадолго до Водолея. М.: Радикс, 1994.
    Ходасевич В. Ф. Некрополь. СПб.: Азбука-классика, 2001.
    Хоув Э. Маги Золотой Зари. Документальная история магического ордена 1887-1923. М.: Энигма, 2008.
    Эзотерическое масонство в советской России. Документы 1923-1941 гг. / Публ., вступ. статьи, коммент., указатель А. Л. Никитина. М.: Минувшее, 2005.
    Bibliography
    Blok A. Pis’ma zhene. Literaturnoe nasledstvo [Letters to Wife. Literary Heritage]. Vol. 89. Moscow: Nauka, 1978.
    Dostoevsky F. M. Besy. Zametki. Charakteristiki. Plany. Syuzhety. Dialogi> [The Possessed. Notes. Characteristics. Plans. Plots. Dialogues>] // Dostoevsky F. M. Complete works in 30 vols. Vol. 11. Leningrad: Nauka, 1974. P. 64-308.
    Dostoevsky F. M. Collected works. Vol. 28 (1). Letters 1832-1859. 1985.
    Ezotericheskoe masonstvo v sovetskoy Rossii [Esoteric Freemasonry in Soviet Russia]. Documents for 1923-1941 / Publication, introductory articles, comments, index by A. L. Nikitina. Moscow: Minuvshee, 2005.
    Howe E. Magi Zolotoy Zari. Dokumentalnaya istoriya magicheskogo ordena 1887-1923 [Wizards of the Golden Dawn. Documentary History of the Magic Order of 1887-1923]. Moscow: Enigma, 2008.
    James V. Mnogoobrazie religioznogo opyta [Variety of Religious Experience]. Lecture 3 // URL: http://psylib.org.ua/books/james01/ txt03.htm.
    Kasatkina T. Mir spaset krasota... [Beauty Shall Save the World...] // URL: http://www.rodon.org/relig-110216112516.
    Kasatkina T. O tvoryashchey prirode slova: Ontologichnost’ slova v tvorchestve F. M. Dostoevskogo kak osnova ‘realizma v vysshem smysle’ [Upon the Word Creative Nature. Word Ontology in F. M. Dostoevsky’s Works being the Basis for ‘Realism in the Higher Sense’]. Moscow: IMLI RAN, 2004.
    Khodasevich V. F. Nekropol [Necropolis]. St. Petersburg: Azbuka-klassika, 2001.
    Mikhailov A. V. Varianty epicheskogo stilya v literaturakh Avstrii i Germanii [Epic Style Variants in Austrian and German Literatures] // Mikhailov A. V. Yazyki kultury [Culture’s Languages]. Moscow: Yazyki russkoy kultury, 1997. P. 339-376.
    Mikhailov A. V. Sud’ba veshchey i natyurmort [Things’ Destiny and Still Life] // Mikhailov A. V. Obratniy perevod. Russkaya i zapadno-evropeyskaya kultura: problemy vzaimosvyazey [Reverse Translation. Russian and Western European Culture: Interrelations Issues]. Moscow: Yazyki russkoy kultury, 2000. P. 46-57.
    Novikov Vladimir. Aleksandr Blok [Alexander Blok]. Moscow: Molodaya gvardiya, 2010. (ZhZL [the Lives of Remarkable People series]).
    Orlov Vl. Sny i Yav’ [Dreams and Reality] // Blok A. Op. cit. P. 11-32.
    Sklyarov O. N. Glyazhu na grubie remesla... V. Khodasevicha kak postsimvolistskiy tekst [I’m Looking at Rough Crafts... of V. Khodasevich as an Example of Postsymbolism Text]. Vestnik PSTGU III: Filologiya, 2011. Issue 4 (26). P. 56-65.
    Surat I. Zhil na svete rytsar’ bedniy... [A Poor Knight Was Treading the Globe...] Moscow: Moskovskoe kulturologicheskoe obshchestvo, 1990.
    Turbin V. N. Nezadolgo do Vodoleya [Not Long before the Age of Aquarius]. Moscow: Radix, 1994.
    Vasilyev B. A. Dukhovniy put’ Pushkina [Pushkin’s Spiritual Path]. Moscow: Sam & Sam, 1994.