Содержание
Select year
 
Все журналы
2017 года
Номер 1
№ 1
Номер 2
№ 2
Номер 3
№ 3
Номер 4
№ 4
Номер 5
№ 5


Заголовок формируется программно
 

    Раздел: Литературное сегодня
    Рубрика: Лица современной литературы
    Страницы: 18-33
    Автор: Анна Дмитриевна МАГЛИЙ, филолог, аспирант МГУ им. М. В. Ломоносова. Сфера научных интересов – мировая литература конца XX – начала XXI веков, литературоведение, критика. Автор ряда статей о современном литературном процессе. Email: anna.litera.magliy@mail.ru.
    Author: Anna Dmitrievna MAGLY, philologist, postgraduate student at Lomonosov Moscow State University. Academic interests include world literature at the end of the 20th – beginning of the 21st centuries, literary studies and criticism. She is the author of a number of articles dealing with the contemporary literary process. Email: anna.litera.magliy@mail.ru
    Название: Времени нет. Евгений Водолазкин
    Title: There is No Time. Evgeny Vodolazkin
    Аннотация: В статье рассматривается творчество петербургского филолога и писателя Е. Водолазкина, проводится сопоставительный анализ романов, рассказов и пьес автора с его научными исследованиями. В результате определяется общая проблематика этих текстов, а также выявляются особенности художественного метода писателя.
    Abstract:As the title suggests, the article looks at the author’s preoccupation with the perception of time. Evgeny Vodolazkin’s works overcome narrative time and dispense with the normal, chronological order of events. In his novels, stories and plays, the pendulum of history swings to pre-historic times, antiquity and the Middle Ages, with different concepts of time relating current events to the creation of the world and eternity. Time does not exist and may not be divided into past, present and future. All events are interconnected and occur within a single ceaseless moment. The author’s particular take on history is also linked to his concept of time. History is not cyclical. Rather, it is a collection of personal stories which, taken all together, constitute universal history. A comparative analysis of the writer’s academic writing and literary texts finds that Vodolazkin’s main method is exegesis, enabling him to create an out-of-time effect and embodying the key concept of redemption. The latter in turn embraces the notion of the unity of the world and the absence of time as an objective given.
    Ключевые слова / Keywords: Е. Водолазкин, Пушкинский Дом, «Лавр», Палея, история спасения, экзегеза, неисторический роман, E. Vodolazkin, Pushkin House, Laurus [Lavr], the Palaea, redemptive history, exegesis, unhistorical novel.
    Фрагмент
    Свое место работы – Пушкинский Дом – Евгений Водолазкин назвал «точкой вненаходимости» в современности. Ход времени здесь почти не ощущается, время, как сказал бы Бахтин, «вовсе выключено», а люди, по замечанию самого Водолазкина, занимаются «если не вечностью то, по крайней мере, не сиюминутными проблемами» [«Лавр»...]. Художественное творчество Водолазкина впоследствии также будет названо «точкой вненаходимости» в современной литературной словесности. Для его характеристики очень подходит предлог вне: вне современности с ее острой политизированностью, вне истории, вне времени...
    Автора интересует история спасения. А это выход в совсем другое измерение бытия – выход, для которого нужно отменить время. Времени нет – основная формула творчества Водолазкина – питерского филолога, специалиста по древнерусской литературе, а также автора романа «Лавр», в 2012 году получившего «Большую книгу», вышедшего тысячными тиражами и переведенного на 19 языков.
    Защитив кандидатскую диссертацию «Хроника Георгия Амартола в древнерусской литературе» (1999) и оставшись работать в отделе древнерусской литературы Пушкинского Дома, Водолазкин участвовал в подготовке Энциклопедии «Слова о Полку Игореве» и «Библиотеки литературы Древней Руси». Им написана монография «Всемирная история в литературе Древней Руси» (2000), получившая название докторской диссертации. В 2002 году выходит его книга «Дмитрий Лихачев и его эпоха», а позже, в 2011-м, появляется сборник эссе-воспоминаний о людях науки «Дом и остров, или Инструмент языка».
    Сфера научных интересов Водолазкина – Древняя Русь, долитературные, агиографические формы: жития святых, хронографы, пасхалии и... история спасения, которая есть «не вполне история» [Водолазкин 2008: 18]. Как отмечает сам писатель, «хронисты отличали историю спасения от “просто истории”», «средневековая историография дорожила идеей непрерывности и, имея дело с разделенными во времени событиями, пыталась установить между ними временную связь. Это был своеобразный континуум, он существовал поверх событий “просто истории”» [Водолазкин 2008: 17]. Вот такой неисторический континуум и создает в своих романах, рассказах и пьесах Водолазкин. Когда же в интервью его будут расспрашивать о проблемах современности, он ответит примерами из прошлого, из тех далеких временных глубин, которые породили сегодняшний день.
    Войны, революции, все те катаклизмы, которые происходили со времен сотворения мира и происходят сейчас, Водолазкин объясняет «потерей личной ответственности каждого человека за все». «Идея главенства персонального над всем остальным в нашей жизни» [«Лавр»...] становится основной для всего его творчества. А в фокусе авторского изображения оказывается именно личная, персональная история – сам человек, грех которого в нем самом, и в нем же – спасение.
    Первые журнальные публикации Водолазкина – в «Независимой газете», «Огоньке», «Литературной газете» – относятся еще к 2000-м годам. В журнале «Звезда» (2001, № 11) появляется научно-популярный труд «Эпоха Лихачева». В «Новой газете» (2011, № 85) выходит заметка Водолазкина о книге «Часть суши, окруженная небом. Соловецкие тексты и образы», которая будет издана в том же 2011 году и посвящена памяти учителя – Дмитрия Сергеевича Лихачева.
    Как говорит сам писатель, его книга – «собрание свидетельств о Соловках, самом, может быть, вневременном месте России» [Водолазкин 2011]. Соловки названы русским нервом, моделью России. Соловчанин митрополит Филипп, Дмитрий Лихачев, назвавший это место вторым своим университетом после Ленинградского, Максим Горький, приехавший на Соловки в 1929 году, – три исторические личности изображаются в книге.
    Уже в «Соловецких текстах и образах» четко обрисовывается авторская концепция исторического. Вступая в полемику с историками античности, отводя отнюдь не решающую роль историческому опыту в политических прогнозах, Водолазкин отмечает невозможность приведения одинаковых причин к одинаковым следствиям и в результате нецикличность истории.
    Литература
    Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. С. 234-407.
    Бергсон А. Собр. соч. в 4 тт. Т. 1. М.: Московский клуб, 1992.
    Бочкарева Н. С. Роман о художнике как «роман творения», генезис и поэтика: на материале литератур Западной Европы и США конца XVIII-XIX вв.: дис. ... докт. филол. наук. Пермь, 2001.
    Водолазкин Е. Г. Всемирная история в литературе Древней Руси (на материале хронографического и палейного повествования XI-XV веков). СПб.: Пушкинский Дом, 2008.
    Водолазкин Е. Г. Часть суши, окруженная небом // Новая газета. 2011. 5 августа.
    Иванцева Т. Дискуссия по роману Водолазкина «Соловьев и Ларионов» // URL: http://www.herzenlib.ru/greenlamp/detail. php?ID=4657.
    Камчатов А. М. Палея Толковая. М.: Согласие, 2002.
    «Лавр» пошел по стопам Льва Толстого. Интервью с Е. Водолазкиным // Вести.UZ. 2015. 17 февраля. URL: http://vesti.uz/ index.php?option=com_content&view=article&id=49159.
    Лосев А. Ф. Греческий роман // Античная литература / Сост.: А. Ф. Лосев, Г. А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. М.: Просвещение, 1986. С. 251-258.
    Олекминская О. «Иже бо книгы часто чтет, то беседует с Богом». Писатель Евгений Водолазкин об истории и мудрых текстах старины // Губерния. 2014. 10 июня. URL: http://www.vsp.ru/ social/2014/06/10/543702.
    Bibliography
    Bakhtin M. M. Formy vremeni i khronotopa v romane. Ocherki po istoricheskoy poetike [Time and Chronotope Forms in the Novel. Sketches on Historical Poetics] // Bakhtin M. M. Voprosy literatury i estetiki [Literature and Aesthetic Issues]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1975. P. 234-407.
    Bergson A. Collected works in 4 vols. Vol.1. Moscow: Moskovskiy klub, 1992.
    Bochkareva N. S. Roman o khudozhnike kak ‘roman tvoreniya’, genesis i poetika: na materiale literatur Zapadnoy Evropy i SShA kontsa XVIII-XIX vv. [Novel about the Artist as a Novel of Creation, Genesis and Poetics: by the Examples from Western Europe and US Literature of the end of 18th – the beginning of the 19th centuries]. Thesis of a Doctor of Philology. Perm, 2001.
    Ivantseva T. Diskussiya po romanu Vodolazkina Solovyov i Larionov [Discussion about Vodolazkin’s Novel Solovyov and Larionov] // URL: http://www.herzenlib.ru/greenlamp/detail.php ?ID=4657.
    Kamchatov A. M. Paleya Tolkovaya [The Palaea]. Moscow: Soglasie, 2002.
    Lavr poshel po stopam Lva Tolstogo [Lavr followed in Leo Tolstoy’s Footsteps]. Interview with E. Vodolazkin // Vesti.UZ. 17 February, 2015. URL: http://vesti.uz/index.php?option=com_content&view=article&id=49159.
    Losev A. F. Grecheskiy roman [Greek Novel] // Antichnaya literatura [Classical Literature] / Ed. A. F. Losev, G. A. Sonkina, A. A. Takho-Godi. Moscow: Prosveshchenie, 1986. P. 251-258.
    Olekminskaya O. Izhe bo knigy chasto chtet, to beseduet c Bogom. Pisatel Evgeny Vodolazkin ob istorii i mudrykh tekstakh stariny [Who Often Reads Books, Talks with God. Writer Evgeny Vodolazkin on History and Wise Texts of Old Times] // Guberniya. 10 June, 2014. URL: http://www.vsp.ru/social/2014/06/10/543702.
    Vodolazkin E. G. Vsemirnaya istoriya v literature Drevney Rusi (na materiale khronograficheskogo i paleynogo povestvovaniya XI-XV vekov) [World History in the Ancient Russia’s Literature (by the Examples of 11th – 15th Centuries Chronographic and Palaea Narration]. St. Petersburg: Pushkin House, 2008.
    Vodolazkin E. G. Chast’ sushi, okruzhennaya nebom [An Island of Seagirt Land] // Novaya gazeta. 5 August, 2011.