Содержание
Select year
 
Все журналы
2017 года
Номер 1
№ 1
Номер 2
№ 2
Номер 3
№ 3
Номер 4
№ 4
Номер 5
№ 5


Заголовок формируется программно
 

    Раздел: Зарубежная литература
    Рубрика: Викторианство: Энтони Троллоп
    Страницы: 276-299
    Автор: Карен Хьюитт
    Author: K. Hewitt
    Об авторе
    Хьюитт Карен, главный координатор академических обменов Института славянских исследований Оксфордского университета, преподаватель английской литературы Келлог-колледжа названного университета, автор многочисленных работ по проблемам истории английской и русской литератур.
    Название: Энтони Троллоп: с терпимостью и сочувствием
    Title: Anthony Trollope: with patience and sympathy
    Аннотация
    Анализируя три романа Энтони Троллопа, автор статьи определяет наиболее характерные черты его писательской манеры: создание психологически индивидуальных персонажей, живой интерес к политике и общественным институтам, неожиданное сочувствие ко всякого рода чужакам и нарушителям.
    Summary
    In this analysis of three of Anthony Trollope’s novels, the author defines the most characteristic features of Trollope’s style: his creation of psychologically distinct characters, his fascination with politics and public institutions and his surprising sympathy for outsiders and subversives.
    Ключевые слова / Keywords: Э. Троллоп, «Попечитель», «Финиас Финн», «Как мы теперь живем», A. Trollope, “The Warden”, “Phineas Finn”, “The Way We Live Now”
    Фрагмент
    В главе 29 первой части «Анны Карениной» Анна преждевременно возвращается в Санкт-Петербург, пытаясь убежать от внезапно возникшего чувства к Вронскому. Она сидит в вагоне поезда, слушает вьюгу за окном и читает английский роман. Она читает о том, как героиня ухаживает за больным, как некто произносит речь в Парламенте, как молодая женщина скачет верхом, участвуя в псовой охоте. Герой почти реализует свою английскую идею счастья – баронетство и загородное имение. Здесь Анна отвлекается от чтения и начинает мечтать о Вронском. Толстой не называет роман, который она читает во время своего жизненного кризиса, возможно, он и не имеет в виду никакого конкретного произведения, но почти наверняка он думает о конкретном писателе – это Энтони Троллоп.
    Толстой восхищался Троллопом (он не позволил бы Анне читать второсортного автора), он точно перечисляет некоторые характерные составляющие романов Троллопа: активные женщины, политика, охота, аристократия – все это вполне английские реалии, но насколько же по иному звучат эти темы в трактовке русских писателей. Многие популярные и талантливые романисты XIX века были переведены на русский язык, большинство из них сейчас забыты и в Британии, и в России. В Британии, однако, знающая толк в книгах аудитория до сих пор много и с удовольствием читает Троллопа и у литературоведов его репутация остается очень высокой. Кем же был этот писатель и что обеспечило его творчеству долгую жизнь и не прекращающуюся любовь читателей?
    Жизнь Троллопа
    Энтони Троллоп родился в 1815 году. Он был пятым ребенком в семье не особо успешливого юриста и его активной и энергичной жены. Будучи вхож как юрист в общество небогатых аристократов, Томас Троллоп, отец Энтони, без сомнения был джентльменом и соответственно воспитывал своих детей. Но он был неудачлив в карьере, непрактичен в различных денежных проектах и в конце концов потерпел финансовый крах. От джентльмена в XIX веке ожидался определенный стиль жизни – со слугами, удобными домом и обстановкой, с дорогим образованием для детей. В детстве и отрочестве Энтони был всего этого лишен, поскольку его отец часто не мог оплатить счета за домашние расходы, скрывался от кредиторов и едва избегал тюрьмы. Со временем благосостояние семьи спасла мать Энтони, Фрэнсис Троллоп, начавшая писать о своих заграничных путешествиях; ее первая книга, «Домашние обычаи американцев», оказалась столь популярной, что издательство просило ее продолжить писать  в том же роде. Это она и сделала.
    Тем временем юный Энтони окончил школу и, не зная, чем заняться, устроился клерком Почтового Ведомства. Работа была не лучшей, однако жизнь юных клерков с вечно полупустым карманом позже обеспечила его материалом для нескольких романов. Случилось так, что он приобрел репутацию ленивого нерадивого человека, не находившего ни с кем общего языка, и чувствовал себя несчастным. Когда ему исполнилось 26 лет, работодатели отослали его из Лондона инспектором Почтового Ведомства в Ирландию, в страну, где он не знал ни души. Троллоп рассказывает, что с момента, когда он ступил на ирландскую землю, его жизнь изменилась. Он открыл для себя радость свободы и настоящего дела и на протяжении всей дальнейшей жизни, несмотря на неизбежные трудности и неудачи, оставался, в сущности, счастливым человеком. Без сомнения, это было связано с его любовью к работе, состоявшей в путешествиях верхом по всей Ирландии и в опросах почтальонов, фермеров, лавочников, землевладельцев, государственных служащих и кучеров почтовых карет с целью обеспечения надежной и быстрой работы почты. В 1844 году он женился на Роуз Хэзелтайн. Троллоп не рассказывал о своей личной жизни, но все свидетельства указывают на то, что его брак был счастливым сочетанием любви, дружбы и сотрудничества. У них родилось двое сыновей.
    В 1851 году работодатели вернули Троллопа в Англию. Ему было поручено улучшать почтовую службу в сельской местности в приграничных районах Западной Англии и Уэльса; его также посылали в другие страны для сбора информации о работе разнообразных почтовых систем. Когда в 1867 году в возрасте пятидесяти двух лет Троллоп ушел в отставку, он был одним из самых высших чинов Почтового Ведомства, человеком, который всегда говорит, что думает, оставаясь при этом абсолютно преданным этому великому викторианскому институту (Роуланд Хилл, начальник Троллопа, изобрел наклеивающуюся почтовую марку для предварительной оплаты писем, позже принятую во всем мире, а Троллоп ввел уличные почтовые ящики красного цвета, все еще привычные для жителей Британии).
    Почти 30-летняя ответственная деятельность на государственном поприще не самая типичная жизнь для писателя, но Троллопу она подходила. Он был общительным человеком и, подобно своей матери, не считал писательство работой, требующей уединения и покоя; он начал писать романы в Ирландии, путешествуя по своим сельским почтамтам, и далее писал постоянно и неизменно – дома ли, в поездах, в море или в чужих странах. Решив писать романы, он устыдился своей недисциплинированности и отказался от обыкновения все откладывать, поэтому в возрасте тридцати лет приучил себя вставать в пять утра и до завтрака три часа писать. Это стало привычным распорядком его творческой работы на протяжении всей жизни; он не считал, что писатель, какими бы великими ни были его цели, должен ждать вдохновения и подходящего настроя. Он должен работать (Шекспир бы, вероятно, с этим согласился). Результат его трудов – 47 опубликованных романов, большая часть которых написана в период работы в Почтовом Ведомстве; а также несколько томов повестей, записок о путешествиях, биографий и замечательная автобиография. Вся эта литература создавалась одновременно с тысячами официальных отчетов Ведомству и викторианским пристрастием к письмам.
    Сразу после ухода в отставку из Почтового Ведомства Троллоп баллотировался в Парламент, что (как он заявлял) всегда было его честолюбивым желанием. Он выдвигался как кандидат от Либеральной партии и тратил собственные деньги на агитацию и необходимые расходы, но не смог победить кандидата от консерваторов. В кулуарах Либеральной партии говорили, что он был выдвинут не потому, что мог победить, а чтобы обнажить коррупцию в противоположной партии – Троллоп славился своей честностью и совестливостью. Действительно, после выборов было расследование, и его оппонент был удален из Парламента, но Троллоп больше ни разу не выдвигался. Однако в этот период он погрузился в создание «политических романов» – так ему удалось реализовать свое обширное знание британской политики в сюжетах и персонажах. В Лондоне он стал известным и любимым публикой литератором, состоятельным человеком, жил в прекрасном доме и не прекращал писать даже в многочисленных путешествиях – в Австралии, в Южной Африке, в Соединенных Штатах, в Исландии и, много раз, в Европе.
    В последние годы его жизни они с Роуз переехали за город, частично из-за возрастающих проблем со здоровьем (которые не заставили его перестать писать). Он умер в 1882 году в возрасте шестидесяти семи лет.
    Итак, это был человек, чье отношение к творчеству выражалось в том, что, закончив один роман, на следующий день он садился за другой; человек, заработавший много денег, путешествовавший по всему миру и очень любимый публикой на протяжении 25 лет. Но количество написанного, читательская любовь и коммерческий успех не обеспечивают статус классика сто пятьдесят лет спустя. Чем же может быть Троллоп для читателей XXI века?
    У него нет буйного фантазийного воображения Диккенса и глубины психологических и нравственных исследований Джордж Элиот. В автобиографии он представлял себя как автора, способного рассказывать интересные житейские истории правильным, гармоничным и внятным языком. Это звучит, возможно, слишком самоуничижительно. Разве по-настоящему хороший писатель не должен быть более честолюбив? Но Троллоп был мудр: его репутация выжила именно потому, что он был мастером стиля. Соответственно данная статья не о причудливых фантазиях Диккенса и не о рефлексиях Джордж Элиот по поводу той или иной системы моральных правил: я остановлюсь на трех романах Троллопа, чтобы простыми и ясными (надеюсь) словами, столь ценимыми самим писателем, попытаться продемонстрировать те качества, которые обеспечили ему бессмертие.
    Эти три романа – «Попечитель» (1855), «Финиас Финн» (1869) и «Как мы теперь живем» (1875). Кажется, Троллоп не сомневался в том, что будет писателем, но в течение нескольких лет не был уверен, в каком направлении двигаться. Действие его ранних романов происходит в Ирландии, первый из них – мрачное, впечатляющее исследование бедности и насилия, второй – своего рода социальная комедия. Третий роман был историческим. Лишь в четвертом, в «Попечителе», Троллоп нашел органичный для себя материал и обрел свой особый голос.