Содержание
Select year
 
Все журналы
2017 года
Номер 1
№ 1
Номер 2
№ 2
Номер 3
№ 3
Номер 4
№ 4
Номер 5
№ 5


Заголовок формируется программно
 

    Раздел: Теория: проблемы и размышления
    Страницы: 219-237
    Автор: Чжоу Цичао
    Author: Zhou Qichao
    Об авторе
    Чжоу Цичао, 1959, доктор филологических наук, директор исследовательского центра по теории литературы Академии общественных наук КНР, президент Всекитайского общества М. Бахтина, директор Центра изучения Достоевского в Пекине. Автор множества работ по истории русской литературы, сравнительной поэтике и теории литературы, в том числе нескольких монографий на китайском языке, среди которых «Серебряный век русской литературы» (2003) и «Теории литературного текста / произведения в кросс-культурной перспективе» (2012).
    Название: После и помимо понятий «полифония», «диалог», «карнавализация». Изучение Бахтина в современном Китае
    Title: Above and beyond the concepts of “polyphony”, “dialogue” and “carnivalization”. Bakhtin studies in China today
    Аннотация
    Статья дает представление о том, как теории М. Бахтина осваиваются китайскими литературоведами, культурологами и философами, а также в целом о состоянии науки в стране. Обзор показывает, что идеи Бахтина применяются как для анализа китайской и зарубежной литературы, так и в отношении методологии гуманитарных наук. Отмечается, что на современном этапе бахтинистики в Китае самое пристальное внимание уделяется теории слова.
    Summary
    The article gives an impression of how Bakhtin’s theories are being taken on board by China’s literary experts, culture scholars and philosophers and of the overall state of research in the country. It shows that Bakhtin’s ideas are applied both to analyse Chinese and foreign literature and to the methodology of the humanities and points out that Bakhtin studies in China are currently focused primarily on the theory of the word.
    Ключевые слова / Keywords: М. Бахтин, теория литературы, полифония, диалог, карнавализация, дискурс, контекст, методология, М. Bakhtin, literary theory, polyphony, dialogue, carnivalization, discourse, context, methodology
    Фрагмент
    Уже тридцать пять лет, как слова «полифония», «диалог», «карнавализация», «многоголосие», «причастность», «вненаходимость» стали широко использоваться в китайском литературоведении. За истекшее время китайские ученые подвергли эти понятия активному толкованию и применили как для интерпретации текстов китайской и зарубежной литературы, так и для размышлений о методологии литературоведения, эстетики, философии и др.
    Теория полифонии способствовала исследованиям по эстетике романа и нарратологии; теория диалога активизировала контргегемонистский и антидогматический дух свободы у ученых-гуманитариев; теория карнавализации стимулировала раскрытие глубокого смысла классических текстов и культурных явлений в литературоведении и фольклористике; теория слова подтолкнула литературоведов, лингвистов и философов к исследованию самого механизма гуманитарного знания. Идеи Бахтина значительно расширили пространство мышления и содействовали идеологическому освобождению гуманитарных наук в новом Китае.
    Эти идеи дали результат в трех сферах: они стимулировали междисциплинарность; позволили эффективно сочетать литературную теорию с литературной критикой; послужили основой для строительства современного литературоведения. Распространение бахтинской теории в Китае демонстрирует несомненную продуктивность межкультурного обмена. Как заметный феномен она уже стала объектом рецептивного исследования: был опубликован ряд статей, написаны и защищены диссертации. Литературной теории Бахтина посвящаются книги по истории исследований русско-советской литературы в Китае и по истории изучения иностранной литературы вообще.
    Труды Бахтина переводились и публиковались отдельными статьями в научной периодике (журналы «Мировая литература», «Русская литература и искусство» и др.), в составе антологий, затем – не менее 15 раз – книгами и наконец вышли как собрание сочинений[1].
    Переводы самого Бахтина сопровождались переводами исследовательской литературы о нем с русского, английского и французского языков. В числе переведенного – биография, написанная К. Кларк и М. Холквистом, работы Ц. Тодорова.
    Прошло немало научных мероприятий. Вначале это были однодневные семинары[2], затем развернувшиеся в конференции[3] и масштабные симпозиумы[4]. В них приняли участие ученые из разных стран и специалисты по мировой литературе, компаративистике, теории литературы, философии и лингвистике. Многоязычное междисциплинарное общение само по себе демонстрировало эффективность бахтинских идей.
    В изучении Бахтина лидировали факультеты иностранных языков и прежде всего – русского языка. С конца 1970-х годов его идеи входят в курсы по истории русского и советского романа. В 1982 году Ся Чжунъи перевел первую главу «Проблем поэтики Достоевского» и опубликовал статью о полифонической структуре романа[5]. После этого Институт иностранной литературы Академии общественных наук Китая, факультет иностранных языков Пекинского педагогического университета и факультет русского языка Пекинского университета иностранных языков выступали как базовые учреждения для изучения Бахтина. В институте иностранных языков и литературы Пекинского университета в течение многих лет читали факультативные лекции по отдельным аспектам бахтинского творчества.
    Филологические факультеты же проявляли к ученому непрерывный интерес. На кафедре литературоведения филологического факультета Пекинского педагогического университета «Проблемы поэтики Достоевского» в течение многих лет использовались как учебное пособие, обсуждаемое на семинарах. На филологическом факультете Центрально-китайского педагогического университета научная теория Бахтина была включена в список тем для докторских диссертаций.
    В результате число защищенных докторских диссертаций в различных учебных заведениях Китая на сегодняшний день насчитывает полтора десятка работ[6]; количество статей, опубликованных в Китае по теории Бахтина с 1979 по 2009 год, превышает 600, число монографий приближается к 10[7].
    Главы о Бахтине есть в монографиях, посвященных истории советского литературоведения и эстетике, в курсах «Классики западной литературной теории», «Современная западная теория литературы», «Краткая история теорий зарубежной литературы», «Западная эстетика ХХ века», «Общая история западной эстетики». Это свидетельствует о том, что идеи Бахтина широко использованы в изучении как зарубежной литературы на языке оригинала, так и китайской литературы, в исследованиях по лингвистике, эстетике, философии и даже фольклору. Теория Бахтина уже введена в современных китайских университетах как официальный предмет и серьезная дисциплина – «Бахтинология»/«Бахтинистика».
    В ее формировании особенно выделяются имена первопроходцев, таких как Цянь Чжунвэнь, наметивший переход от нарратологии к теории полифонии, от литературоведеческих понятий к теории диалога, от культурологии к теории вненаходимости. Такой маршрут изучения совпадал с внутренним путем научного поиска самого Бахтина, с бахтинским исследовательским развитием, начиная с теории о романе до философской антропологии.
    Литература
    Собрание сочинений Бахтина в 6 тт. / Под ред. Цянь Чжунвэня. Шицзячжуан: Изд. Хэбэйского просвещения, 1998; Полн. собр. соч. Бахтина в 7 тт. / Под ред. Цянь Чжунвэня. Шицзячжуан: Изд. Хэбэйского просвещения, 2009.
    Бахтин М. Полифонический роман Достоевского и его освещение в критической литературе / Перевод с рус. Ся Чжунъи // Мировая литература. 1982. № 4.
    Ся Чжунъи. «Записки из подполья» Достоевского и проблемы полифонической структуры романа // Мировая литература. 1982. № 4.
    Чжан Цзе. Исследование теории полифонических романов. Лицзян: Лицзян, 1992.
    Дун Сяоин. Еще раз на Вавилонскую башню. Бахтин и теория диалога. Пекин: Саньлянь, 1994.
    Лин Цзяньхоу. Сущность диалога-дискурса. Исследование отношений между теорией дискурса Бахтина и философией. Неопубликованная докторская диссертация Пекинского ун-та иностранных языков, 1999.
    Liu Naiyin. Reading the Canterbury Tales: A Bakhtinian Approach. Shanghai: East China Normal U. P., 1999.
    Nin Yizhong. Carnivalization and Joseph Conrad’s Fictional World. Changsha: Hunan Normal U. P., 1999.
    Чжоу Гуаншэн. Многомерность. Равность. Обмен. Исследование теории диалога в литературе ХХ века. Неопубликованная докторская диссертация Нанькинского ун-та, 2000.
    Ся Чжунсянь. Исследование карнавальной поэтики Бахтина. Пекин: Пекинский пед. ун-т, 2001.
    Ван Цзяньган. Карнавальная поэтика. Исследование литературной идеи Бахтина. Шанхай: Сюэлинь, 2001.
    Вэй Шаолинь. Исследование теории словесного творчества Бахтина. Неопубликованная докторская диссертация Фуданьского ун-та, 2001.
    Цзэн Цзюн. Рецептивная полифония. История рецепции Бахтина в Китае. Лицзян: Гуансиский пед. ун-т, 2004.
    Мэй Лань. Исследование философской, эстетической и литературной идеи Бахтина. Ухань: Средне-китайский научно-технич. ун-т, 2005.
    Шэнь Хуачжу. Просвещение от диалога: Исследование идеи философии языка Бахтина. Шанхай: Саньлянь, 2005.
    Чжан Сумэй. Диалог с Бахтиным. Бахтин и критика китайской современной литературы. Неопубликованная докторская диссертация Восточно-китайского пед. ун-та, 2006.
    Сяо Цзинъюй. Сверх языковедения. Исследование философии языка Бахтина. Шанхай: Жэньминь, 2007.
    Сун Чуньсян. Религиозные измерения карнавала. Исследование теории карнавала Бахтина. Неопубликованная докторская диссертация Китайского народного ун-та, 2008.
    Лю Кан. Шум от диалога: теория культурной трансформации Бахтина. Пекин: Китайский народный ун-т, 1995.
    Чжан Кайянь. Открытая личность: Бахтин. Ухань: Изд. Янцзыской литературы и искусства, 2000.
    Чэн Чжэнмин. Культурная поэтика Бахтина. Пекин: Пекинский пед. ун-т, 2001.
    Сяо Хэ. Исследование философской идеи Бахтина. Шицзячжуан: Изд. Хэбэйского народа, 2006.
    Лин Цзяньхоу. Философская идея Бахтина и методология анализа текста. Пекин: Пекинский ун-т, 2007.
    Дуань Цзяньцзюнь и др. Человек и бытие на краю: исследование идеи пограничности, выдвинутой Бахтиным. Пекин: Жэньминь, 2008.
    Сун Чуньсян. Бахтин и теория современной китайской литературы. Пекин: Изд. интеллектуальной собственности, 2009.
    Цинь Юн. Значение тела в теории Бахтина. Пекин: Изд. общественных наук Китая, 2009.
    Мэй Лань. О реализме Достоевского и ограниченности теории полифонии Бахтина // Вестник Средне-китайского пед. ун-та. 2001. № 3.
    Мэй Лань. Два вида критики о взаимоотношениях автора и героя Бахтина и ограниченности его теории полифонии // Исследование иностранной литературы. 2001. № 3.
    Чэн Цзиньхай. Церковь и рай: полифонический роман как концепция эстетики // Вестник Хэхэйского ун-та. 2001. № 1.
    Ван Циньфэн. Две модели полифонического романа: дополнение к теории полифонического романа Бахтина // Вестник Чжаньцзянского пед. ин-та. 2000. № 2.
    Ян Линьхуа. «Диалог» или «контрапункт». Об эстетической применимости полифонического типа и современной широте его развития // Зарубежная литература. 2002. № 3.
    Цянь Чжунвэн. Предисловие // Бахтин М. Собр. соч. в 6 тт. Т. 1.
    Чжоу Цичао. Полифония // Иностранная литература. 2002. № 2.
    Янь Цзяянь. О полифонических романах Лу Синя. Шанхай: Изд. Шанхайского просвещения, 2002.
    Чжао Ифань. Бахтин. Диалог между языком и идеей // Чтение. 1990. № 4.
    Чжан Нин. Теория диалога и полифонии // Обозрение иностранной литературы. 1992. № 3.
    Цянь Чжунвэн. Литературная теория диалога. Погрешность, активация и инновация // Аспирантский вестник Академии общественных наук Китая. 1993. № 5.
    Лю Кан. Культурная теория в переходный период. О судьбе диалогизма Бахтина в современной теории литературы // Общественные науки Китая. 1994. № 2.
    Цянь Чжунвэн. Литературная теория коммуникативного диалогизма. О значении Бахтина // Литературное обозрение. 1999. № 7.
    Чэн Чжэнмин. Идея диалога Бахтина и современность литературной теории // Литературное обозрение. 2000. № 2.
    Чжоу Цичао. Углубление изучения марксистской эстетики в «большом диалоге» // Исследование марксистской эстетики. Вып. 7. Пекин: Изд. Центрального перевода, 2003.
    Ли Яньчжу. Современность теории диалога Бахтина // Литература. История. Философия. 2001. № 2.
    Лин Цзяньхоу. Теория диалога и методология гуманитарных наук. Исследование философской идеи Бахтина // Тяньцзиньские общественные науки. 2001. № 3.
    Ши Чжунъи. Принципы большого диалога и явления диалога в стихотворениях // Исследование иностранной литературы. 2001. № 3.
    Сяо Цзинъюй. Диалогизм в философии языка Бахтина // Современная философия. 2001. № 4.
    Чжэн Хуань. От «долженствования» до «диалога». Внутренний философский дух вне языкознания // Вестник Сычуаньского ин-та иностранных языков. 2003. № 6.
    Лэй Яньлинь. Бахтин о культурном корне гротескного реализма и его формировании // Вестник Хунаньского пед. ун-та. 2001. № 2.
    Чжоу Цзиву. О «гротескном реализме» Бахтина // Вестник Сюйчжоуского пед. ун-та. 2001. № 3.
    Чэнь Су-э. Бахтин о «гротескном реализме» // Вестник Хубэйского ун-та. 2003. № 3.
    Сю Ти. Теория карнавала и комическое сознание. Вдохновение Бахтина // Вестник Средне-китайского пед. ун-та. 2001. № 5.
    Су Хуэй. Вклад Бахтина в теорию западной эстетики комического // Вестник Средне-китайского пед. ун-та. 2002. № 1.
    Цзэн Яонун. Комические фильмы и теория карнавала // Искусство кино. 2002. № 2.
    Лун Сиху, Ван Юйхуа. Комический дух в теории карнавала Бахтина // Вестник Цзянсиского ин-та. 2004. № 5.
    Цзэн Цзюн. Наследование и развитие концепции сатиры Шиллера. О значении теории смеха Бахтина в эстетической истории // Иностранная литература. 2001. № 3.
    Цинь Юн. Карнавал и шутки. Сравнение Бахтина с Фэн Мэнлуном в протестном дискурсе // Вестник Янчжоуского ун-та. 2000. № 4.
    У Юетянь. От Рабле до Гюго. От теории карнавала Бахтина и дальше // Обозрение иностранной литературы. 2005. № 2.
    Nin Yizhong. Op. cit.; Карнавализация и мир романов Конрада. 2-е изд. Пекин: Пекинский ун-т языков, 2004.
    Чжоу Цичао. Между эстетической утопией и религиозной утопией – об эволюции литературной идеологии Гоголя // Обозрение иностранной литературы. 2004. № 4.
    Чжао Шиюй. Карнавал и ежедневность. Ярмарка и народное общество с династий Мин и Цин. Пекин: Саньлянь, 2002.
    Чжао Ифань. Рождение теории дискурса // Чтение. 1993. № 8.
    Чжао Ифань. Альтюссер и теория дискурса // Чтение. 1994. № 2.
    Чжао Ифань. Теория дискурса Фуко // Чтение. 1994. № 5.
    Сяо Хэ. Теория высказывания Бахтина и ее статус в лингвистике и поэтике // Исследование иностранной литературы. 1996. № 1.
    Нин Ичжун. Теория высказывания Бахтина // Преподавание и исследование иностранных языков. 2000. № 3.
    Сяо Хэ. Текст. Автор. Герой. Исследование теории повествования Бахтина // Литературная теория и критика. 1995. № 2.
    Чжоу Цичао. Теория текста Бахтина // Цзянсиские общественные науки. 2009. № 8.
    Лин Цзяньхоу. Сущность диалога в высказывании. Исследование отношений между теорией высказывания Бахтина и философией. Неопубликованная докторская диссертация Пекинского ун-та иностранных языков, 1999.
    Чжан Хуэсэн. Бахтин как лингвист // Вестник иностранных языков. 1999. № 1.
    Синь Бинь. Бахтин о прагматике: язык, диалог и контекст // Исследование иностранных языков. 2002. № 4.
    Чжэн Хуань, Ло Ицзюнь. Полное упругости динамическое поле. Анализ контекста паралингвистики Бахтина // Вестник Чэндуского технологич. ун-та. 2003. № 1.
    Фэн Лиин. Паралингвистика. Вглубь исследования поэтики // Вестник Пекинского технологич. ун-та. 2001. № 1.
    Люй Хунбо. От «речевого общения» до «диалога». Теория философии языка и культурологии Бахтина // Вестник Шаосинского ин-та гум. и ест. наук. 2003. № 1.
    Сяо Цзинъюй. Диалогизм в философии языка Бахтина.
    Сяо Цзинъюй, Ли Шандэ. О высказывании с точки зрения философии. Исследование философии языка Бахтина // Вестник ун-та им. Сунь Ятсеня. 2002. № 5.
    Ян Сичан. Краткий анализ идеи философии языка Бахтина // Вестник Ин-та иностранных языков освободительной армии. 1999. № 2.
    Шэнь Хуачжу. Обзор идеи философии языка Бахтина // Вестник Фучжоуского ун-та. 2003. № 1.
    Лю Ханьчжи. Об идее философии языка Бахтина // Вестник Синьцзянского ун-та. 2004. № 2.
    Шэнь Хуачжу. Просвещение от диалога: Исследование идеи философии языка Бахтина. Шанхай: Саньлянь, 2005.
    Лю Хань. Диалогичность дискурса и проблемы поэтики. Исследование теории речи Бахтина, 2 часть // Вестник Цзишоуского ун-та. 2006. № 8.
    Цянь Чжунвэнь. Бахтин: общение, философия диалога // Исследование философии. 1998. № 1.
    Лин Цзяньхоу. Философская идея Бахтина и метод анализа текста. Пекин: Пекинский ун-т, 2007. С. 75, 79.
    Ван Цзяньган. Язык искусства / Практический язык: виртуальный дуализм. Критика теории поэтического языка русско-советского формализма Бахтиным // Вестник Шанхайского пед. ун-та. 1997. № 4.
    Чжан Бин. Диалог: ОПОЯЗ и школа Бахтина // Обозрение иностранной литературы. 1999. № 2.
    Дун Сяо. Литературность над формальностью: анализ критики русского формализма Бахтиным // Зарубежная литература. 2000. № 2.
    Чжоу Цичао. Лицом к оригинальной экологии, просмотр больших направлений – о картине русской литературной теории двадцатых годов // Литературное обозрение. 2001. № 2.
    Хуан Мэй. Диалог Бахтина с русским формализмом в поэтике // Русская литература и искусство. 2001. № 2.
    Ян Цзяньган. Между формализмом и марксизмом. Позиция, метод и значимость в изучении бахтинологии // Литературное обозрение. 2009. № 3.
    Ху Чжуанлинь. Бахтин и социальная семиотика // Вестник Пекинского ун-та. 1994. № 2.
    Ху Чжуанлинь. Вход в царство семиотики Бахтина // Исследование иностранных языков. 2001. № 2.
    Ци Сяобинь. Забытая идеология языка. Анализ семиотической идеологии Бахтина // Вестник Наньцзинского пед. ун-та. 2002. № 3.
    Ван Минъюй, Чэнь Юн. Историческая эволюция исследования русской семиотики // Современная лингвистика. 2004. № 2.
    Чжан Цзе. Построение царства семиотики: Превосходство языка и язык превосходства. Исследование теории семиотики Бахтина и Лотмана // Вестник Нанькинского пед. ун-та. 2002. № 4.
    Ло Тин. Теории диалога Кристевой и Бахтина // Иностранные языки и их преподавание. 2002. № 2.
    Цинь Хайин. Человек и письмо, речь и текст. Связь и различие между теорией интертекстуальности Кристевой и теорией диалога Бахтина // Сборник по европейской и американской литературе. Вып. 3. (Исследование европейской и американской литературной теории). Пекин: Изд. народной литературы, 2003.
    Цянь Хань. От диалогичности до интертекстуальности // Исследование кросс-культурной литературной теории. Вып. 2. Харбин: Изд. Хэйлунцзянского народа, 2008.
    Сяо Цзинъюй. Герменевтика Бахтина и его методология в гуманитарных науках // Сяо Цзинъюй. Сверх языковедения. Исследование философии языка Бахтина.
    Сяо Хэ. Теория «смысла» Бахтина. В сравнении с Гадамером и др. // Вестник Хэбэйского ун-та. 1999. № 3.
    Цянь Чжунвэнь. Отличительный диалог: философия общения и поэтика – Бахтин и Хабермас // Литературная газета. 2001. № 8.
    Чзэн Цзунь. От «поворота Грамши» к «метафоре трансформации». Исследование влияния Бахтина на бирмингемскую школу // Исследование кросс-культурной теории литературы. Вып. 2.
    Фун Пин. Игра и карнавализация. Пробное сочетание двух понятий Гадамера и Бахтина // Литературная критика. 1999. № 4.
    Цинь Юн. «Теория зеркала» Бахтина // Вестник Хэбэйского пед. ун-та. 2003. № 4.
    Ху Цзихуа. Современность поэтики и этика «другого». Понятие «другого» в поэтике Бахтина // Юго-восточные академические исследования. 2002. № 2.
    Ли Бинь. Теория речи Бахтина и ее вклад в критическую школу // Международный пресс. 2001. № 6.
    Цинь Юн. Вклад Бахтина в теорию интерсубъективности // Русская литература и искусство. 2003. № 4.
    Чжан Цзе. Сверх критической теории – о комплексной теории критики Бахтина // Исследование литературы и искусства. 1990. № 6.
    Ву Cяоду. Бахтин и методология исследования литературы // Обозрение иностранной литературы. 1995. № 1.
    Чжан Цзе. Реконструкция модели критического размышления – начиная с контекста критики диалога Бахтина // Вестник Ин-та иностранных языков освободительной армии. 1999. № 1.
    Ван Циньфэн. Бахтин и методы сравнительного литературоведения // Сравнительное литературоведение в Китае. 1998. № 1.
    Цзян Шучжо и др. Диалог: дух теории и принципы работы – Бахтин, сравнительная поэтика // Литературное обозрение. 2000. № 1.
    Бай Чуньжэнь. Поиск мышления диалога // Литературное обозрение. 1998. № 5.
    Цянь Чжунвэнь. Эстетика общения и методология гуманитарных наук по Бахтину // Исследование литературы и искусства. 1998. № 1.
    Лин Цзяньхоу. Диалог и методология по гуманитарным наукам. Исследование философской идеи Бахтина // Тяньцзиньские общественные науки. 2001. № 3.
    Исследование М. М. Бахтина под углом межкультурного зрения. В 5 тт. («Китайские ученые о Бахтине», «Русские ученые о Бахтине», «Европейские и американские ученые о Бахтине», «Бахтин в диалоге», «Бахтин в глазах современных ученых») / Под ред. Чжоу Цичао и Ван Цзясина. Нанькин: Нанькинский ун-т, 2014.