Содержание
Select year
 
Все журналы
2017 года
Номер 1
№ 1
Номер 2
№ 2
Номер 3
№ 3


Заголовок формируется программно
 

    Раздел: Век минувший
    Страницы: 183-209
    Автор: Г. Доброзракова
    Author: G. Dobrozrakova
    Об авторе
    Доброзракова Г. А., доктор филологических наук, профессор Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики (Самара). Сфера научных интересов – поэтика художественной речи, мифопоэтика, литература русского зарубежья, жизнь и творчество С. Довлатова. Автор монографий «Мифы Довлатова и мифы о Довлатове: проблемы морфологии и стилистики» (2008), «Сергей Довлатов: диалог с классиками и современниками» (2011) и около 50 научных статей о творчестве писателя.
    Название: Литературная династия: Донат Мечик – Сергей Довлатов
    Title: A dynasty of writers: Donat Mechik – Sergey Dovlatov
    Аннотация
    В статье рассматривается вопрос о влиянии Д. Мечика на развитие художественных способностей и становление творческой манеры С. Довлатова. Анализируются историко-биографические анекдоты из мечиковских «Закулисных курьезов» и довлатовских «Записных книжек». Делаются выводы об общих чертах поэтики комических миниатюр этих авторов.
    Summary
    The article considers D. Mechik’s influence on the creative and stylistic development of S. Dovlatov by comparing the biographical anecdotes in Mechik’s “Curious Stories from Backstage” (“Zakulisniye Kuriozy”) with Dovlatov’s “Notebooks”. The author looks at a number of common features in the two writers’ comic sketches.
    Ключевые слова / Keywords: Д. Мечик, С. Довлатов, Ленинград, Америка, семейная литературная традиция, фельетон, юмореска, мемуареска, историко-биографический анекдот, D. Mechik, S. Dovlatov, Leningrad, the USA, family literary tradition, feuilleton, humorous short story, “memoiresque” (the memoir as humorous short story), historical and biographical anecdote
    Фрагмент
    О Сергее Довлатове написано большое количество мемуаров, его творчеству посвящены сотни научных статей и несколько монографий. Однако ни в воспоминаниях, ни в исследовательских работах не освещен вопрос о взаимодействии довлатовской прозы с произведениями Доната Исааковича Мечика (1909-1995), отца писателя. Даже в книгах, претендующих на изложение биографии Довлатова[1], почти нет упоминаний о том, какую важную роль сыграл в становлении творческой манеры ныне всемирно известного автора его отец. Имеется в виду не только унаследованное от него сыном чувство юмора (искрометным юмором, умением реагировать с иронией на жизненные ситуации обладала и мать Довлатова – Нора Сергеевна), не только то, что отец следил за развитием художественных способностей Сергея с детских лет, но и существование семейной литературной традиции: оба автора – Мечик и Довлатов – работали в одном и том же жанре – историко-биографического анекдота.
    Имя российского актера, театрального режиссера и педагога, драматурга, автора нескольких книг Д. Мечика мало известно широкой публике. Несмотря на свои заслуги перед советской культурой (его многолетней плодотворной работе давали высокую оценку В. Мейерхольд, М. Зощенко, Н. Черкасов, С. Васильев, А. Райкин, Г. Товстоногов, В. Некрасов; историк театра, режиссер А. Белинский отмечал, что «Мечик был в годы расцвета концертной эстрады, безусловно, лучшим режиссером»[2]), он испытал все невзгоды человека, у которого в 1937 году был репрессирован отец, а в конце 1970-х эмигрировали дети: в 1978 году – сын Сергей, в 1979-м – дочь Ксана. После их отъезда за границу преподавателя Музыкального училища при Ленинградской консерватории Д. Мечика уволили с работы, и в начале 1980-х годов он вынужден был выехать в США, чтобы воссоединиться с детьми. Сейчас стали доступны тексты произведений Д. Мечика, изданных в Америке, появились публикации и интервью его дочери К. Бланк, его имя стало упоминаться в сборниках научных статей, посвященных советской эстраде, – все это дает возможность создать творческий портрет одного из родителей писателя Довлатова. Восстановление как можно более подробно всех событий и фактов, связывающих двух представителей литературной династии, необходимо не только для того, чтобы отдать должное несправедливо забытому деятелю русской культуры Донату Мечику, но и для написания очищенной от мифов биографии Сергея Донатовича.
    Д. Мечик родился в Харбине, где его отец работал на строительстве Китайско-Восточной железной дороги. Способности к актерскому мастерству и литературному творчеству проявились у Д. Мечика очень рано. После окончания Владивостокской театральной школы он, обладая необыкновенной способностью сочинять экспромты, выступал на эстраде в качестве конферансье, читал со сцены рассказы М. Зощенко. С 1924 года Д. Мечик под псевдонимом Донат Весенний печатал пародии, новеллы, стихи в газетах и журналах Владивостока и был принят в Сибирский союз писателей. Появление необычного псевдонима автор объяснял тем, что его «старший брат Михаил Мечик был популярным в городе поэтом. На страницах провинциальных газет не могли появляться литературные опусы двух авторов под одной и той же редкой фамилией»[3].
    В 1927 году во Владивосток приехал на гастроли ленинградский Молодежный театр, в котором играли ученики Л. Вивьена, в том числе В. Меркурьев и Ю. Толубеев. Посмотрев эстрадное выступление Д. Мечика, они посоветовали ему продолжить учебу в театральном институте. С этого момента Д. Мечик стал думать о поездке в Ленинград.
    В конце декабря 1928 года Д. Мечик написал письмо в Ленинград М. Зощенко, приложив к нему текст своей пародии на юмористический рассказ «Баня», опубликованной во владивостокской газете «Красное знамя». Менее чем через месяц от Зощенко был получен ответ, в котором писатель дал отзыв на произведение молодого автора и порекомендовал ему сменить псевдоним:
    Мне не понравился Ваш псевдоним. Это звучит несколько пародийно <...> Здесь много молодости и отсутствие строгого вкуса. Надо переменить – пока не поздно. Потом придется раскаиваться. В 20 лет еще можно быть Донатом Весенним, а в 35 будет неловко <...> Извините меня, что пишу об этом. Ваше умное письмо и неплохая пародия толкнули меня на это. Желаю вам удачи и другого псевдонима[4].
    С этой переписки и затем посещения Д. Мечиком ленинградской квартиры М. Зощенко началась длительная дружба двух литераторов, отразившаяся впоследствии и на творчестве Довлатова.
    С Ленинградом были связаны пятьдесят лет жизни Д. Мечика. Туда они вместе с братом Михаилом приехали в 1929 году. Д. Мечик по рекомендации Ю. Толубеева и В. Меркурьева был принят сразу на 4 курс Ленинградского театрального института (сведения получены от К. Бланк), который тогда назывался Техникумом сценических искусств. Закончив класс Л. Вивьена, впоследствии народного артиста СССР, Д. Мечик играл на сценах театров; затем занялся режиссурой: в 1930-е годы работал в филиале Молодого театра С. Радлова, в Театре транспорта, ставил номера для эстрадных программ в созданном режиссером Л. Вивьеном Театре актерского мастерства (ТАМ). Среди самых знаменитых постановок Д. Мечика – поставленная для В. Меркурьева и Ю. Толубеева сцена ссоры Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича.
    В 1937 году В. Мейерхольд предложил Д. Мечику стать ассистентом в его театре, чтобы работать над постановкой пьесы «Одна жизнь» по роману «Как закалялась сталь». Однако, как пишет К. Бланк, «несмотря на то, что отец боготворил Мейерхольда, он отказался от этого заманчивого предложения, поскольку незадолго до этого получил должность руководителя Республиканского драмтеатра Мордовской АССР <...> Впоследствии оказалось, что это спасло ему жизнь. В январе 1938 года театр Мейерхольда был закрыт по приказу Комитета по делам искусств. Среди прочего в приказе утверждалось, что пьеса Габриловича “Одна жизнь” антисоветски извращала роман Островского. В следующем, 1939 году, Мейерхольд был арестован»[5].
    В 1938 году в Саранске был опубликован мечиковский водевиль «Любовь с подозрением», а детский журнал перевел на эрзянский язык его «Сказку о зайке и безрукавке майке», написанную в стихах. В том же году кандидатуру Д. Мечика выдвинули на присуждение звания заслуженного деятеля искусств, но, когда при заполнении анкеты он написал, что его отец репрессирован, анкету посоветовали уничтожить и дело закрыть. В силу сложившихся обстоятельств Д. Мечик возвратился в Ленинград, где при поддержке Н. Черкасова получил назначение на должность художественного руководителя Ленинградским районным драмтеатром.
    В 1939 году Д. Мечика пригласили работать в Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина (бывший Императорский Александринский театр), где он заведовал литературной частью и совместно с  Л. Вивьеном поставил такие спектакли, как «Великий государь», «Кремлевские куранты», «Стакан воды», «Горе от ума», «Русские люди», «Свадьба» и другие.
    Литература
    Ковалова А., Лурье Л. Довлатов. СПб.: Амфора, 2009.
    Попов В. Довлатов. М.: Молодая гвардия, 2010. (ЖЗЛ).
    Белинский А. А. «Что имеем – не храним» // Невское время. 2014. 4 марта.
    Михаил Михайлович Зощенко (из воспоминаний Д. Мечика и Л. Усача) // Эстрада сегодня и вчера. О некоторых эстрадных жанрах XX-XXI веков: Сб. ст. Вып. I. М.: ГИИ, 2010.
    Бланк К. Письмо к Г. Доброзраковой от 12.04.2013.
    http://husainov.livejournal.com›956046.html
    Мечик Д. С сыном наедине // Независимая газета. 1992. 4 ноября.
    Довлатов С. Письмо в альманах «Панорама» // Эстрада и цирк. 1992. № 1.
    Бланк К. Письмо к Г. Доброзраковой от 16.04.2013.
    Дмитриев Д. «Сереже было виднее...» // Биография. 2006. № 9.
    Елинер Г., Макаров С. Свет воспоминаний // http://www. nev-almanah.spb.ru/2004/5_2006/svet.shtml
    Довлатов С. Письма к отцу // Довлатов С. Жизнь и мнения. Избранная переписка. СПб.: OOO «Журнал “Звезда”», 2011.
    Довлатов С. Армейские письма к отцу / Публ. и примеч. К. Мечик-Бланк // Звезда. 1998. № 5.
    Бланк К. Письмо к Г. Доброзраковой от 6.01.2013.
    Мечик Д. Закулисные курьезы. Нью-Йорк: Memory Publishing, 1986.
    Пьянов А. Как темнокожий артист Тито Ромалио получал квартиру в Ленинграде // http://www.online812.ru/2010/05/17/013/
    Волкова М., Довлатов С. Не только Бродский. Русская культура в портретах и анекдотах. М.: РИК «Культура», 1992.
    http://avmalgin.livejournal.com/ 3889928.html
    Бланк К. Письмо к Г. Доброзраковой от 12.04.2013.
    Из писем Сергея Довлатова к отцу / Публ. К. Мечик-Бланк // Звезда. 2008. № 1.