Содержание
Select year
 
Все журналы
2017 года
Номер 1
№ 1
Номер 2
№ 2
Номер 3
№ 3
Номер 4
№ 4
Номер 5
№ 5


Заголовок формируется программно
 


            РАЗДЕЛ: История идей

            СТРАНИЦЫ: 34-47

            АВТОР: И.Р. Монахова / I. Monakhova

            КОРОТКО ОБ АВТОРЕ
           
Монахова И. Р., литературовед, эссеист, член Союза писатетелй России. Автор книг «Бог и человек: путь навстречу» (2000), «Небесное и земное. Статьи о художественном и духовном творчестве Н. В. Гоголя» (2009), а также ряда статей о творчестве Гоголя. Составитель книг «Н. В. Гоголь. Из писем. “Что может доставить пользу душе”» (2006), «Истинный рыцарь духа. Статьи о жизни и творчестве В. Г. Белинского» (2013). Член Союза писателей России.

            НАЗВАНИЕ: «Выбранные места из переписки с друзьями» на пути к читателю

            TITLE: How ‘Gogol’s “Selected Passages from Correspondence with Friends” reached the reader

            КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Н. Гоголь, творчество, биография, русская литература ХIХ века, духовная проза, «Выбранные места из переписки с друзьями», русская литературная критика ХIХ–ХХ веков, русская общественная мысль ХIХ–ХХ веков, N. Gogol, biography, Russian literature of the 19th c., spiritual writings, “Selected Passages from Correspondence with Friends”, Russian literary criticism of the 19th-20th c., Russian public thinking in the 19th and 20th c.

            АННОТАЦИЯ
            История оценки «Выбранных мест из переписки с друзьями» в русской критике и общественной мысли ХIХ и ХХ веков рассматривается как трудный путь духовной прозы Н. Гоголя к признанию читателей. Отношение ряда поколений к этой книге отражает некоторые характерные черты российского общества в разные периоды.

            SUMMARY
            The author views various responses to “Selected Passages from Correspondence with Friends” from Russian critics and public figures in the 19th and 20th centuries as milestones on the long and tortuous path traversed by this piece of spiritual prose before it could be appreciated by readers. The opinions of different generations, quoted in the book, reflect certain key features of Russian society in the corresponding periods.

            ФРАГМЕНТ
            Для нас стали уже привычными огромное внимание, почтительное и восхищенное отношение широкого круга читателей к классической литературе. И сегодня мы не задумываемся над тем, какой долгий путь к этому пройден. К тому, чтобы любой россиянин, уже хотя бы потому, что он учился в школе, знал, кто такие Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский, и имел хотя бы общее представление об их творчестве.
            Но так было не всегда. Например, Николаю Васильевичу Гоголю не всегда сопутствовали признание и понимание. К пьесе «Ревизор» многие современники поначалу относились как к легкомысленному фарсу, не слыша ее серьезного общественного звучания. По поводу «Вечеров на хуторе близ Диканьки» некоторые критики заявляли, что автор будто бы не знает малороссийской жизни. Нередко звучали мнения о творениях Гоголя как о вульгарных, «сальных», «грязных» и т. д. Немалых усилий стоило, в частности, В. Белинскому противостоять такому несерьезному восприятию гоголевского творчества и показать читающей публике глубину и значительность художественных произведений писателя. Белинский же и провозгласил его в 1835 году великим русским поэтом и главою литературы. В дальнейшем Гоголь получил у современников столь широкое признание, какого не получал до него ни один писатель. Н. Чернышевский отмечал: «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России»[1].
            Однако читающая публика составляла во времена Гоголя лишь небольшую часть населения, а остальные были неграмотными. Поэтому настоящая всенародная слава пришла к Гоголю после распространения всеобщей грамотности и школьного образования и при весьма почтительном отношении советской власти к русской классической литературе. Этому способствовали также многотысячные тиражи гоголевских книг и многочисленные театральные постановки и экранизации. В результате художественные произведения Гоголя – одни из самых популярных в русской классике.
Ничего подобного не происходило с Гоголем – духовным писателем. Даже само существование его в таком качестве, наверное, является новостью для многих читателей. Современники не поняли и не признали его духовной прозы. Да и напечатано при его жизни было лишь одно произведение такого рода – последняя из опубликованных Гоголем книг, «Выбранные места из переписки с друзьями», причем в сокращенном виде. Цензура вырезала самые острые и, может быть, самые важные главы. Другие сочинения («Размышления о Божественной Литургии» и «Авторская исповедь») вышли в свет уже после смерти автора.
            При жизни Гоголя считали, что он чуть ли не с ума сошел, когда от художественной прозы перешел к проповеди христианства и размышлениям о путях развития российского общества. Он впал в немилость и у читающей публики, и у властей. Инерция этого непонимания и непризнания Гоголя как духовного писателя сохранялась и после его смерти, а в советское время по идеологическим причинам она только возросла. Ни в школах, ни в институтах такие произведения не изучались. В лучшем случае они были окружены молчанием, в худшем – окутывались легендами о «психическом нездоровье» Гоголя в поздний период жизни и негативном влиянии на него некоторых священников.
             «Выбранные места...» не выходили отдельными изданиями, а только в составе собраний сочинений. А «Размышления о Божественной Литургии» не печатались нигде – даже в академическом Полном собрании сочинений. В результате к концу советского периода Гоголь как духовный писатель и религиозный мыслитель оказался массовому читателю совершенно не известен. Это большой пробел в знаниях россиян об отечественной литературе. Конечно, исследователям были известны различные грани гоголевского творчества. В дореволюционной России выходили немногочисленные работы с попытками непредвзято рассмотреть духовный путь Гоголя и его произведения позднего периода. После революции к этой теме обращались русские ученые, жившие за рубежом. Однако в Советском Союзе их книги и статьи не печатались, поэтому советские читатели в большинстве случаев просто не знали об их существовании.
            Но ведь Гоголь писал не только для критиков и литературоведов, а для всех соотечественников, чтобы таким образом оказать благотворное влияние на российское общество в целом. Он заметил о «Выбранных местах...» в одном из писем 1847 года: «Я книгу составлял вовсе не затем, чтобы сердить Белинских, Краевских и Сенковских, я глядел во внутрь России, а не на литературное общество»[2].
            Чтобы духовное творчество Гоголя по своей известности если не сравнялось с художественным, то хотя бы приблизилось к нему, необходимо пройти большой путь. В последние десятилетия появилось множество публикаций о творчестве Гоголя – духовного писателя и религиозного мыслителя. В то же время издаются произведения авторов русского зарубежья о Гоголе, созданные в прошлые годы. Признается значительная роль Гоголя в истории русской философии. Одно из современных энциклопедических изданий констатирует: «Гоголь несомненно имеет право и должен быть зачислен в разряд крупнейших мыслителей России, оказавших огромное воздействие на дальнейшее развитие всей отечественной культуры, в том числе и философии»[3].

            ЛИТЕРАТУРА
            Чернышевский Н. Г.  Очерки гоголевского периода русской литературы // Чернышевский Н. Г.  Полн. собр. соч. в 15 тт. Т. 3. М.: Гослитиздат, 1953.
            Гоголь Н. В.  Письмо Россету А. О., 11 февраля н. ст. 1847 г. Неаполь // Гоголь Н. В.  Полн. собр. соч. в 14 тт. Т. 13. Письма, 1846-1847. М.: АН СССР, 1952.
            Русская философия. Малый энциклопедический словарь / Отв. ред. А. И. Алешин. М.: Наука, 1995.
            Гоголь Н. В.  Письмо В. Г. Белинскому, около 20 июня н. ст. 1847 г. Франкфурт // Гоголь Н. В.  Указ. изд. Т. 13.
            Гоголь Н. В.  Письмо Н. М. Языкову от 4 ноября н. ст. 1843 г. Дюссельдорф // Гоголь Н. В. Указ. изд. Т. 12.
            Плетнев П. А. Письмо Гоголю Н. В., 1 января 1847 г. Петербург // Переписка Н. В. Гоголя. В 2 тт. Т. 1. М.: Художественная литература, 1988.
            Аксаков С. Т.  Письмо к друзьям Гоголя // Аксаков С. Т.  Собр. соч. в 3 тт. Т. 3. М.: Художественная литература, 1986.
            Короленко В. Г.  Трагедия великого юмориста // Короленко В. Г.  Собр. соч. в 10 тт. Т. 8. М.: Гослитиздат, 1953.
            Толстой Л. Н.  Письмо Страхову Н. Н., 15...16 октября 1887 г. // Толстой Л. Н.  Полн. собр. соч. в 90 тт. Т. 64. М.: Гослитиздат, 1953.
            Блок А. А.  Записные книжки и дневники // Блок А. А. Собр. соч. в 6 тт. Т. 5. Л.: Художественная литература, 1982.
            Блок А. А.  О списке русских авторов (Введение к спискам и плану издания избранных произведений русских классиков, предпринятого по инициативе А. М. Горького изд-вом З. И. Гржебина) // Блок А. А. Указ. изд. Т. 4.
            Бердяев Н. А.  Русская идея. Судьба России. М.: Изд. В. Шевчук, 2000.
            Мочульский К. В.  Духовный путь Гоголя. М.: Наш дом – L’Аge d’Homme, 2004.
            Зеньковский В. В.  Русские мыслители и Европа. М.: Республика, 1997.
            Гоголь Н. В. Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ» // Гоголь Н. В. Указ. изд. Т. 8. Статьи. С. 299.